Европа смягчила санкции против российских нефти и нефтепродуктов
Лента новостей
Если российское топливо будут смешивать с топливом из другой страны, то потолок цен действовать не будет. Это правило распространяется и на нефтепродукты, произведенные из российской нефти, но в другой стране
Выгодоприобретателей у европейских поправок к санкциям может быть несколько. В первую очередь сама Европа, которая исторически была главным покупателем российского дизеля. Если сейчас его будут смешивать с топливом из другой страны, то он как бы уже не будет российским. А значит, для него не будет действовать потолок цен — компании получат возможность страховать и перевозить. Выиграют иностранные компании, потому что будут покупать подешевевшее российское сырье, смешивать с более дорогим — оно перестанет быть токсичным для покупателей.
Между тем Россия будет и дальше спокойно продавать нефть, пусть и теряя в деньгах из-за дисконта. Продолжает замдиректора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев:
Алексей Белогорьев заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов «Россия выигрывает с точки зрения удержания рынков сбыта или выхода на новые рынки сбыта. Прежде всего в части сырой нефти и мазута. Но это не решает наши проблемы с поставками дизельного топлива, потому что рыночных ниш для таких объемов дизеля, который мы поставляли в Европу, на рынке пока нет. Когда они появятся, не очень понятно. Но в целом это, конечно, поддержит наш физический экспорт нефти, нефтепродуктов за счет потери определенной части стоимости».
Интересно, что США в свое время тоже разъясняли, когда потолок действует, а когда — нет. В Америке позиция была жестче: выше потолка разрешается продавать при глубокой переработке нефти, а вот при простом смешивании нельзя. То, что Европа решила поступить мягче, явно связано с зависимостью ЕС от российского топлива. В предыдущих годах половину европейского импорта дизеля обеспечивала Россия. И у РФ на Европу приходилось 40% экспорта нефтепродуктов.
Возможно, компаниям даже не потребуется смешивать нефть и нефтепродукты, чтобы продавать их в Евросоюз. Просто придется делать это с помощью иностранных трейдеров, а Европа будет закрывать на это глаза, предполагает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович.
Станислав Митрахович ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета «Я даже не исключаю, что будут сквозь пальцы смотреть на своповые взаимооперации обмена. Скажем, когда российский дизель будет передаваться где-нибудь в море ближневосточному трейдеру в обмен, например, на какой-то другой продукт, и этот другой продукт будет поставляться, допустим, в Европу. И выяснится, что, условно говоря, часть этих своповых операций была только на бумаге. Опять же, на переходный период, пока налаживается новая логистика, я думаю, ЕС к этому будет относиться спокойно».
Наконец, у российских компаний все еще остались зарубежные НПЗ, в том числе в Азии. Возможно, оттуда наши нефтепродукты, которые по бумагам уже будут не нашими, отправятся в Евросоюз. Не случайно партнеры РФ, которые не присоединились к санкциям, к концу 2022 года резко нарастили импорт российской нефти. И эти же страны увеличили поставки нефтепродуктов в Европу. Только Китай нарастил их больше чем в два раза. Может быть, что-то придется на Белоруссию, которая перерабатывает российскую нефть.
Наконец, как выяснила Financial Times, активизировались перевозки иранскими танкерами-призраками. У них отключены системы слежения, нельзя определить порт приписки, собственность, а записаны они на офшорные компании. А популярным местом для смешивания нефти стал Сингапур. И, конечно, все предпочитают публично не распространяться, какое у этого топлива происхождение. В общем, по принципу «смешать, но не разбалтывать».