Christie's вернет наследникам коллекционера украденное в 1942 году полотно
Лента новостей
Теоретически аукционный дом может обжаловать вынесенное судом решение о возврате картины. Однако для компании это чревато репутационными рисками
Суд обязал Christie’s вернуть наследникам Лайонела Хаузера картину голландского мастера Адриана Ван дер Верффа «Кающаяся Магдалина». Ее похитили нацисты во время Второй мировой войны.
Хаузер является двоюродным братом Марселя Пруста. Хаузер рассказывал, что в 1942 году сторонники идеологии фашизма изъяли у него 40 произведений искусства, в том числе «Кающуюся Магдалину».
Картина была в специальном перечне имущества, разграбленного нацистами. Но эта информация почему-то не была учтена при продаже полотна в 2005 году. Тогда лот ушел с молотка за 60 тысяч фунтов стерлингов. Это больше 115 тысяч долларов. Нынешний владелец работы решил вновь выставить полотно на торги в 2017-м. Тогда судьба картины была отслежена. Christie's предложил разделить прибыль от ее продажи между наследниками и человеком, которому она сейчас принадлежит.
Комментирует автор телеграм-канала о культуре «Бахчисарайские гвоздики» Дарина Алексеева:
Дарина Алексеева автор телеграм-канала о культуре «Бахчисарайские гвоздики» «Расследования разграблений нацистами искусства начались уже в 1944 году. Они украли, конфисковали, заставили продать по заниженной цене чуть ли не каждое пятое произведение искусства в Европе. Работы со знаменитой выставки «Дегенеративное искусство» до сих пор находят то в заброшенных подземельях при строительстве метро, то у никому не известных наследников деятелей времен рейха. История вполне очевидная: произведение было попросту украдено, а судьба его выяснилась лишь в 2017 году, когда оно внезапно всплыло на аукционе. Сегодня, через многие десятилетия, вопрос о возвращении произведений, которые очень долго и при противоречивых обстоятельствах оказались у других владельцев, куда сложнее. Скажем, одним из центральных элементов экспозиции нового здания цюрихского музея искусств стала коллекция Эмиля Бюрле, швейцарского мультимиллионера, который сделал состояние на торговле оружием с Третьим рейхом. Из 170 произведений его коллекции, вошедших в 2021 году в постоянную экспозицию, около 100 имеют проблематичный провенанс. А полтора года назад в Еврейском музее Нью-Йорка прошла масштабная выставка, посвященная сложной истории разграбленных нацистами коллекций европейских евреев. В прошлом же году Франция обязалась вернуть потомкам законных владельцев работы Шагала и Климта из Лувра и музея Орсе».
Неизвестно, будет ли аукционный дом обжаловать решение суда. За задержку по возврату предусмотрен штраф — 500 евро в месяц. С учетом выводов, которые сделал суд, представляется, что для Christie's обжалование будет менее удачным решением, чем заключение мирового соглашения либо согласие с вынесенным решением, считает партнер и адвокат коллегии адвокатов Delcredere Анастасия Тараданкина:
Анастасия Тараданкина партнер и адвокат коллегии адвокатов Delcredere «Даже с репутационной точки зрения это гораздо более удачное решение, чем продолжение такой битвы. Что касается других судебных процессов, действительно, их становится все больше. В предыдущие годы наследники только начинали этот путь: одним из ключевых судебных решений было решение американского суда по делу о картине Климта из музея Австрии. После этого решения, когда картина была фактически изъята, наследники, как мне кажется, начали более тщательные исследования тех картин, которые были утрачены. Как только они отслеживают путь какой-то конкретной картины, ранее принадлежащей родственнику, они обращаются в суды. Многие добиваются успешных судебных решений. Существенное влияние оказывает та юрисдикция, которую выбирают наследники. Обратите внимание: во всех судах чаще всего наследники выбирают не юрисдикцию музея, например не Австрию, а юрисдикцию иного государства, чаще всего это США. И в данном судебном споре юрисдикция также была выбрана не с учетом того, где находится сам ответчик, потому что в лондонских судах было бы сложнее биться с такой солидной, известной английской компанией, аукционным домом, чем во французских судах».
В середине января наследники немецкого еврея Пауля фон Мендельсона-Бартольди потребовали вернуть им одну из картин из цикла «Подсолнухи» Ван Гога. Потомки утверждают, что страховщик неправомерно получал выгоду с полотна много лет, «зная, что картина стала жертвой нацистской политики, и делая вид, что это не так». Сейчас картина находится в Японии. Процесс продолжается.