Бывший премьер-министр Израиля рассказал о провалившихся мирных переговорах между Киевом и Москвой. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Нафтали Беннет дал большое интервью, в котором привел свою версию того, почему мирная инициатива сорвалась. На что в откровениях политика следует обратить особое внимание?
Мирные переговоры между Киевом и Москвой провалились по инициативе западных стран, утверждает бывший премьер Израиля Нафтали Беннет. Он участвовал в попытке урегулирования в самом начале конфликта и рассказал в интервью в том числе о личных контактах с Владимиром Путиным.
Конфликт на Украине видится далеким от завершения, однако некоторые вовлеченные в события политики уже начали делиться воспоминаниями. Так, осенью прошлого года в американских СМИ прошла серия публикаций со ссылками на высокопоставленные источники, о том, как провалились переговоры России и Америки в попытках предотвратить конфликт в конце 2021-го — начале 2022 года. Там были откровенные намеки, с упоминанием госсекретаря Энтони Блинкена, на то, что якобы его визави, Сергей Лавров, и не собирался договариваться по отдельным пунктам, выдвинутым в известном «ультиматуме МИД РФ 17 декабря 2021 года», которые касались разоруженческих вопросов. Если абстрагироваться от некоторого передергивания и замечания Блинкена, что, мол, Москва только искала повод для начала операции на Украине, то на самом деле Москва тогда совершенно открыто заявляла, что список требований по гарантиям безопасности, включавший нейтральный статус Украины и отступление НАТО к границам 1995 года, вовсе не предполагал «распакечивания» и выбора отдельных пунктов «меню» и мог рассматриваться только целиком и никак иначе.
Далее последовали признания Ангелы Меркель и Франсуа Олланда о том, что Минские соглашения позволили Украине накопить силы и подготовиться к нынешнему противостоянию. Даже если оба отставных политика пытаются теперь тем самым обелить себя — мол, они вовсе не заигрывали с Путиным — в Москве их поняли однозначно: они просто тянули время и обманывали российского президента, посему решение 24 февраля 2022 года было правильным.
Теперь эстафету реминисценций принял бывший израильский премьер. Почему сейчас? Самый простой ответ лежит на поверхности — потому что его об этом спросили журналисты. Далеко не все, вопреки обывательским конспирологическим представлениям, публикации в СМИ выходят только потому, что их кто-то заказал, что они кому-то выгодны или кто-то хочет непременно сейчас донести urbi et orbi свои мысли, чтобы изменить или спасти мир. Сам по себе интерес прессы к Беннету может объясняться тем, что, во-первых, новый премьер Нетаньяху входит в свой новый срок правления не так чтобы совсем уж гладко. Во-вторых, на днях он, по сути, обещал пересмотреть отношение Израиля к конфликту на территории Украины, допустив возможность поставок оружия Киеву. Нетаньяху также рассказал о договоренности с Москвой относительно разграничения интересов на Ближнем Востоке и в особенности в Сирии. Мол, он сказал Путину: «Мы не вмешиваемся в твои действия в Сирии, а ты оставляешь нас в покое». И добавил, что Израиль не хочет допускать военной конфронтации с Россией.
Вот и Беннет решил рассказать, что у него с Путиным своя история отношений. В его рассказе любопытны несколько моментов. Во-первых, чувствуется едва уловимая неприязнь к Владимиру Зеленскому, который, дескать, только тогда заявил, что ничего не боится, когда узнал про обещание Путина его не убивать. Потом, правда, Киев сообщал о нескольких раскрытых попытках покушений, однако ни один в них обвиняемых миру так и не был представлен. Во-вторых, если верить Беннету о 17 черновиках мирных соглашений на российско-украинских переговорах, то это лишь подтверждает верность заявлений Москвы о том, что такие переговоры действительно были близки к результативному завершению. Причем Киев был готов пойти на существенные территориальные уступки и отказаться от вступления в НАТО. США, с которыми Беннет все согласовывал, были тогда, получается, не против. Из чего следует, что вариант стремительного завершения СВО все же имел шансы на реализацию. Тот самый «План А», видимо. Однако что-то пошло не так. Беннет указывает, что переговоры разрушил Запад, и упоминает, что после известных трагических событий в Буче переговоры стали бессмысленными. Однако события в Буче стали достоянием мировой общественности лишь в самом начале апреля: ВСУ вошли в город 1 апреля.
Могли ли переговоры завершиться до этого срока или они стали затягиваться одной из сторон, а потом был лишь найден удобный повод с ними покончить? Кто из представителей Запада мог сыграть в этом главную роль? Тут явно не хватает подробностей. Мне лично кажется, что было бы любопытно услышать версию тогдашнего британского премьера Джонсона, наиболее активно выступавшего за форсирование помощи Киеву. Зато тот же Беннет поведал, что еще в октябре 2021 года он передал Путину просьбу Зеленского о встрече, но получил ответ, что разговаривать с «нацистами», засевшими в Киеве, смысла нет. Видимо, это и была «точка невозврата».
Можно ли воспринимать откровения Беннета как намек на возможность новых переговоров? Скорее нет, чем да. Это скорее публичное сожаление об упущенных возможностях, когда Ее Величество История пропустила правильный поворот. Было бы интересно когда-нибудь прочитать в воспоминаниях кого-либо из посвященных в дело российских политиков его версию и трактовку всех этих событий. Но почему-то кажется, что будет это нескоро. Если вообще случится.