Минфин заявил о подешевевшей нефти Urals до 49,48 доллара за баррель. Критично ли это?
Лента новостей
Средняя цена российской нефти Urals в январе составила примерно 49,5 доллара за баррель. Между тем с февраля начал действовать российский ответ на потолок нефтяных цен
По сути, пока сильно ничего не поменялось. В декабре прошлого года российская нефть марки Urals в среднем, по данным Минфина, стоила примерно 50,5 доллара за баррель. И это было где-то в полтора раза меньше, чем в декабре 2021 года. В январе, судя по свежим данным ведомства, цена снизилась еще на доллар. Это в 1,7 раза ниже, чем в январе 2022-го. Видимо, это и есть последствия введенного потолка. А с февраля начинает действовать российский ответ. Теперь экспортерам запрещено в контрактах прописывать, что они согласны с предельной ценой. Хотя по факту она и так ниже установленного лимита в 60 долларов.
О том, как соблюдаются эти требования, рассуждает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов:
Сергей Суверов инвестиционный стратег УК «Арикапитал» «Установление потолка цен является абсолютно нерыночной мерой, она способна дестабилизировать весь глобальный рынок энергоресурсов и, по сути, сделать этот рынок регулируемым. Поэтому ответ России должен быть достаточно жестким, это прописано в указе президента: Россия не будет поставлять углеводороды в те страны, которые устанавливают предельный уровень цен. Однако вместе с тем мы видим, что нет механизма реального контроля и ответственности за несоблюдение поставки углеводородов по предельным ценам. По сути, президентский указ в какой-то мере исполняется очень формально».
В ситуации, когда принципы ценообразования меняются на глазах, всегда возникают вопросы. 1 февраля эталонная смесь Brent на мировых рынках стоила около 85 долларов за баррель. То есть примерно на 35 долларов дороже российской нефти. Но если ее продают с дисконтом, то кто-то может получить на разнице прибыль. И о ней общественность не узнает — с учетом закрытости данных о поставках. Они и раньше не были особо публичны, а у танкерной нефти по пути из одного порта в другой могут несколько раз меняться владельцы. А потом ее, если порассуждать, поставят на какой-нибудь перерабатывающий завод — не важно, в какой стране, — который может принадлежать в том числе российскому собственнику. Или же владелец поменяется, когда топливо доставят непосредственно в порт. Ирония в том, что когда оно уже получено покупателем, то сам факт происхождения не так важен. Санкции запрещают перевозить и страховать нефть, если про нее известно, что она дороже 60 долларов. Но про это неизвестно хотя бы потому, что российский закон запрещает упоминать потолок в контрактах.
Но если нефть уже в порту назначения, то разницы особой нет, указывает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:
Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Здесь сложно отследить всю цепочку, да и раньше нефть тоже могла поменять нескольких собственников. Сейчас, насколько мы понимаем, в основном из российских портов нефть выходит небольшими танкерами, дальше она перегружается в танкеры большего дедвейта уже в море и супертанкерами идет на азиатские рынки: транспортное плечо такое длинное, что нужно наиболее эффективно ввозить, большими танкерами. В какой момент меняется право собственности, сказать сложно. Но я думаю, что либо при загрузке еще в российском порту, либо уже в Азии, когда доставлено. И это было бы логично».
Вице-премьер Александр Новак в среду заявил, что ситуация на мировом рынке стабильная, а цены приемлемые. Правда, из этих слов до конца непонятно, о каких ценах идет речь: мировых или тех, что дают именно за российскую нефть. В то же время Новак сказал, что и добыча, и экспорт в России стабильны и есть сбыт на альтернативных рынках. Тем более РФ поставляет не только танкерную нефть, а та, что идет по трубам, под санкции не попала. Наконец, если верить Bloomberg, то цена в 50 долларов за баррель для России относительно приемлема. РФ не придется потратить свои активы в юанях за год, как это могло бы произойти при цене в 25-35 долларов за бочку. Но и пополнить резервы, как при цене в 60 долларов, возможно, тоже не получится. Такое состояние можно назвать средним.