16+
Пятница, 22 ноября 2024
  • BRENT $ 74.41 / ₽ 7492
  • RTS803.70
2 февраля 2023, 00:17 Компании
Актуальная тема: Антироссийские санкции

Турция опасается заниматься наземным обслуживанием российских самолетов

Лента новостей

Крупнейший провайдер таких услуг в аэропортах республики — компания Havas — не хочет попасть под вторичные санкции США. Она разослала российским авиакомпаниям предупреждающие письма и анализирует дальнейшие возможные шаги

Фото: Александр Щербак/ТАСС

Поставщик услуг в аэропортах Турции, компания Havas, предупредила российских авиаперевозчиков, что может оказаться не в состоянии обслуживать их самолеты из-за угрозы вторичных санкций США. Речь идет об ограничениях, введенных весной 2022 года.

«Дебермудизация», попадание в санкционные списки Минторга США, запрет на прием машин с двойной регистрацией — чего только ни происходило с российскими самолетами с прошлой весны. Авиаотрасль более-менее наладила новые каналы и маршруты, и теперь Вашингтон давит на Анкару, о чем ранее писали американские СМИ и что теперь подтвердила в своих письмах турецкая компания-оператор Havas. Если коротко пересказать их содержание, то оно сводится к следующему: Вашингтон давит на нас, турок, за то, что мы продолжаем работать с российскими, белорусскими и иранскими самолетами, хотя все они находятся под санкциями США с весны прошлого года, и мы, турки, теперь рискуем попасть под вторичные санкции, а мы этого очень не хотим и теперь думаем, что делать.

В том самом стоп-листе американского Минторга — 186 лайнеров. Из них — 36 Airbus и 150 других машин, в основном Boeing. Это машины почти всех известных российских авиакомпаний: «Аэрофлота», Azur Air, «Победы», S7, Utair и других. Есть еще немного Белоруссии и Ирана. Суть санкций — в запрете обслуживающим компаниям работать с российскими самолетами, которые на 25% и более состоят из американских комплектующих, а это почти весь воздушный флот России, говорит авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин:

Илья Шатилин авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru «Если турки откажутся обслуживать эти самолеты из-за риска вторичных санкций, то количество самолетов, которые смогут летать в Турцию из России, очень сильно сократится. С одной стороны, есть требования Турции об отсутствии двойной регистрации. С другой стороны, есть этот вот список экспортного контроля и самолетов, которые уже «дебермудизированы», но при этом не внесены в этот список. Их не так много — буквально единичные машины. В этот список точно так же могут внести дополнительно любое количество самолетов. Придется летать, например, на Superjet. Весной прошлого года в Сочи был создан региональный хаб, и Superjet полетели прямо из Сочи, потому что у них на другие города не хватало дальности полетов».

Сейчас турецкая Havas запросила у российских компаний список самолетов, у которых меньше 25% американских деталей. Если не брать в счет Superjet, которые еще не факт, что пройдут нужный барьер, под санкции не должны попасть еще Ту-154 и Ту-204 — самолеты, мягко говоря, не новые и до недавнего времени выходящие из эксплуатации. Это вообще очень серьезный барьер. Для понимания: у всех четырех крупнейших мировых производителей самолетов — французского Airbus, американского Boeing, канадского Bombardier и бразильского Embraer — американских комплектующих больше 25%. По большей части это американские двигатели и авионика.

Фирма Havas — одна из крупнейших компаний в мире, которая обслуживает самолеты, в Турции так точно. Подобные компании занимаются заправкой лайнеров, подгонкой трапов и делают многое другое. Кроме Havas есть еще три-четыре крупных игрока, и Россия может обратиться к ним. Еще один вариант — создать небольшую компанию-прокладку, чтобы юридически отвести санкционный удар США и работать уже через нее. Представить сценарий, при котором турки просто откажутся работать с Россией, сейчас невозможно: Анкара просто не может отказаться от такого турпотока, тем более что Турция — это громадный международный хаб. Однако пустить пыль в глаза, демонстративно прекратить работу через крупные компании и переоформить все на маленькую фирму — вполне может, считает гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий:

Александр Ланецкий гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support «Мы можем предположить, что есть определенные турецкие фирмы, которые заинтересованы в российских операторах, в российских туристах и которые могут создать и получить лицензию на наземное обслуживание, чтобы обслуживать именно эти рейсы. Такое теоретически возможно и будет очень сильно зависеть от позиции правительства Турции. Но лидеры рынка, я думаю что однозначно не будут этим заниматься, потому что, если один попал под санкции, значит, с ним не может работать никто другой, ни Lufthansa, ни Turkish Airlines, никто другой не захочет с ним сотрудничать и они просто потеряют основной бизнес. Россия ни для кого из них не является основным бизнесом. Не только Lufthansa, сами Turkish Airlines, если будут продолжать обслуживаться у той компании, которая под санкциями, окажутся под угрозой попадания под санкции».

На закономерный вопрос, а что делать, если под санкциями США окажется уже специально созданная компания-прокладка, ответ авиаэкспертов был незамысловатый: делать новую, а лучше создавать цепочку компаний, чтобы Минторгу США в конце-концов просто надоело за этим следить.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию