Эстония собирается воспользоваться правом создания «прилежащей зоны» в Балтийском море
Лента новостей
Прилежащая зона — морская зона, непосредственно прилегающая к территориальным водам государства, может достигать 12 морских миль. Ее наличие не мешает проходу кораблей, в том числе и военных, других государств
Эстония может создать «прилежащую зону» в Балтийском море. Часть российских СМИ ошибочно сообщила, что это «закроет» Финский залив для российских военных кораблей.
Предложения по созданию у берегов Эстонии «прилежащей зоны», ширина которой может достигать 12 морских миль, озвучили в эстонском МИД еще на прошлой неделе. Мера позволит Эстонии применять свои законы и задерживать нарушителей за пределами территориальных вод. Часть российских СМИ восприняли планы как попытку заблокировать Финский залив для российских военных кораблей — сейчас движение по фарватеру между территориальными водами Эстонии и Финляндии осуществляется без ограничений. На деле режим прилежащей зоны не допускает подобных действий. Объясняет первый замгендиректора по морским перевозкам компании «Совфрахт» Карен Степаньян:
Карен Степаньян первый замгендиректора по морским перевозкам компании «Совфрахт» «Тут от берега 12 миль — это территориальные воды. Это, считайте, территория государства. И вот прилежащие воды — это те воды, которые примыкают к этому территориальному морю. По конвенции она не может быть длиннее 12 миль. То есть, теоретически, Эстония может осуществлять свою юрисдикцию на расстоянии 24 миль от берега, но есть в этой же конвенции понятие как «право мирного прохода». То есть любое судно или военный корабль, не осуществляя какой-то агрессивной деятельности, может проходить как через прилежащую зону, так и через территориальные воды. Поэтому если следовать конвенции о морском международном праве, то это никак не создаст предпосылок для запрета прохождения российских кораблей и судов гражданских через Финский залив».
Создание соответствующих зон регулируется Конвенцией ООН по морскому праву. В прилежащих водах государство вправе пресекать нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных законов страны, но только осуществленных в пределах его территориальных вод. Кроме того, своими действиями государство не должно наносить ущерб интересам других государств, правомерно использующих эту зону. Как сообщил Business FM главный редактор издания «Русский портал Эстонии» Игорь Бурлаков, в самой Эстонии тема практически не обсуждается:
Игорь Бурлаков главный редактор издания «Русский портал Эстонии» «По международному соглашению существует определенная морская зона вдоль берега, которая формально принадлежит государству и является территориальными водами государства. Но так как Финляндия и Эстония находятся не так далеко друг от друга, там есть районы, которые перекрываются, то есть получается, что если и Финляндия объявит международно принятые нормы, и сколько-то там определенных морских миль Эстония, то формально нейтральных вод там не остается. И было некое соглашение о том, что для прохода транзитных судов Эстония соглашается с тем, что она будет считать некий коридор, некий фарватер по Балтийскому морю международными водами, разрешенными для свободного доступа. И сейчас этот вопрос возник как форма противостояния о том, что ах, вот так вот, тогда мы вернемся к разговору о международно принятых территориальных водах. Наверное, это не решение Эстонии как таковой увеличить просто по желанию — существует международное соглашение, Эстония, видимо, к нему просто возвращается. Плюс у нас скоро выборы, и поэтому все вот это тоже немножко еще прохладно воспринимается как некие предвыборные шаги и действия. Особого обсуждения этого внутри Эстонии нет».
В комментарии Эстонскому национальному телерадиовещанию МИД страны пояснил, что предложения по созданию прилежащей зоны Эстонии не связаны с санкциями, введенными в отношении России. Прилежащая зона России обозначена в законе «О морских водах» и, как и предписано Конвенцией ООН, простирается на 24 морских мили от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.