Возьмут ли Швецию в НАТО с сожженным Кораном?
Лента новостей
В выходные ультраправый активист сжег священную книгу мусульман перед турецким посольством в Стокгольме. Согласованная с властями акция вызвала гнев Турции и поставила под вопрос расширение альянса
Митинг праворадикальных активистов, которых Financial Times прямо называет «провокаторами», состоялся перед турецким посольством в Стокгольме в субботу, 21 января. Как указывает Reuters, организаторы акции согласовали ее проведение со шведскими властями, заранее объявив о намерении сжечь Коран в знак протеста против попыток Турции ограничить свободу самовыражения в Швеции.
Реакция турецких властей не заставила себя ждать. Еще до акции посла Швеции вызвали в турецкий МИД, а позднее Анкара объявила об отмене запланированного визита шведского министра обороны в Турцию. Как выразился глава турецкого Минобороны Хулуси Акар, в свете бездействия Стокгольма на фоне «мерзкой и отвратительной» демонстрации встреча с шведским коллегой по вопросу вступления страны в НАТО будет «бессмысленной». О последствиях для Швеции и для всего альянса говорит редактор раздела европейской политики Bloomberg Бен Силлс:
«Выглядит как очень плохая новость. Расширение НАТО на север имеет важнейшее значение не только для Швеции и Финляндии, которые ощущают давление со стороны России, но и для стран Балтии, которые наиболее остро ощущают свою уязвимость. Ситуация усложняется из-за того, что ранее Москва предостерегала Стокгольм и Хельсинки от вступления в альянс. И больше всего в обеих странах тревожились по поводу промежуточного периода между отказом от нейтральности и получением гарантий безопасности. И теперь Швеция и Финляндия заявили о сближении с НАТО, но конкретики по вступлению в альянс все еще нет».
Масштабы последствий, судя по всему, осознают и в Стокгольме — и теперь шведские политики наперебой пытаются их смягчить словесными интервенциями. Премьер-министр Ульф Кристерссон заявил, что, хотя свобода самовыражения — это основа демократии, законность действий не означает их допустимости. Шведский лидер осудил сожжение Корана и выразил сочувствие всем мусульманам, которых оскорбили события в Стокгольме. Глава МИД Швеции назвал произошедшее «исламофобской провокацией» и подчеркнул, что шведские власти не разделяют взглядов организаторов акции.
Как пишет FT, инцидент погрузил переговоры о вступлении Швеции в НАТО в «глубокий кризис». По мнению собеседников издания, стране придется ждать одобрения даже не месяцы, а годы, если у альянса не найдутся «пряники и кнуты», которые убедят Турцию. О тактике Эрдогана рассуждает президент Ассоциации евроатлантического сотрудничества Татьяна Пархалина:
Татьяна Пархалина президент Ассоциации евроатлантического сотрудничества «Не будем забывать, что в Турции в этом году в июне президентские выборы. Может быть, они будут чуть раньше, и положение Эрдогана на сегодняшний день внутри страны очень сложное, поскольку экономическая ситуация в стране достаточно сложная и вызывает недовольство у многих, и оппозиция высказывает свои претензии ему. И даже некоторые наблюдатели говорят, что если бы выборы состоялись сегодня, то вполне возможно, что он проиграл бы. Совершенно очевидно, что он пытается компенсировать сложности в экономической ситуации внутри страны своими успехами на международной арене, это совершенно очевидно».
Как писал на прошлой неделе британский Economist, внутриполитические трудности Эрдогана могут подтолкнуть Турцию в сторону «диктатуры». По мнению издания, президент активно зачищает турецкую политику от любых конкурентов и может попытаться повлиять на результаты грядущих парламентских и президентских выборов в Турции.
Ожидалось, что голосование пройдет в июне, но на прошлой неделе в Анкаре сигнализировали о переносе выборов на более раннюю дату, 14 мая. По сегодняшним запросам правящая коалиция может не набрать большинства — в прошлом цикле президентская Партия справедливости и развития и ее союзники заняли около 53% кресел, сейчас социологи прочат правящей коалиции около 40% голосов.
Сложная ситуация и у самого Эрдогана. Даже с учетом тюремного срока для мэра Стамбула Экрема Имамоглу и отсутствия единого кандидата от оппозиции за действующего президента сегодня готовы проголосовать 35-40% турецких избирателей. Bloomberg называло президентские и парламентские выборы в Турции главным электоральным событием 2023 года.