JPMorgan обвиняет создательницу стартапа Frank в мошенничестве на 175 млн долларов
Лента новостей
Банк приобрел стартап год назад. Это платформа, которая помогает студентам получить государственное финансирование на поступление в колледж. Его основательница утверждала, что сервисом пользуются около 5 млн человек, однако, как выяснилось, пользователей было около 300 тысяч
Обновлено в 15:15
Банк JPMorgan Chase закрыл веб-сайт платформы финансовой помощи колледжам, после того как выяснилось, что основательница компании создала около 4 млн поддельных клиентских аккаунтов.
JPMorgan приобрел стартап Frank год назад. Это платформа, которая помогает студентам получить государственное финансирование на поступление в колледж. Его основательница Чарли Джевис тогда утверждала, что сервисом пользуются около 5 млн человек, что и стало для банка основной причиной покупки стартапа.
К тому же сервис получал инвестиции от миллиардера Марка Роуэна. Теперь же JPMorgan утверждает, что его обманули и у Frank на самом деле всего 300 тысяч активных аккаунтов. Еще год назад американская пресса взахлеб хвалила стартап, американская версия Forbes даже внесла Джевис в свой заветный список «30 до 30» для представителей финансовой индустрии.
В частности, банковский эксперт Хью Сон в эфире CNBC рассуждал, чем же так привлекателен Frank для такого гиганта индустрии, как JPMorgan:
«Они получат платформу, которая уже довольно эффективно помогает студентам оплатить колледж. Там есть множество инструментов, основной из которых позволяет подать заявку на помощь государства. Также там можно получить скидки на учебные курсы, стажировки. По сути, они получают платформу, которая уже нарастила довольно большую базу пользователей — около 5 млн аккаунтов. И с ее помощью JPMorgan хотят создать экосистему. Ведь сначала ты думаешь поступить в колледж, используешь их платформу, затем, если у тебя все получилось, тебе нужно подумать о создании банковского счета. А затем и завести кредитную карту. Так что это игра вдолгую, чтобы вовлечь людей в банковскую экосистему с юного возраста».
Надежды банка не оправдались, сервис для студентов оказался гораздо менее востребованным, чем заявляла его создательница. JPMorgan обвиняет 30-летнюю Чарли Джевис в накрутке аккаунтов. Она же подала ответный иск, в котором настаивает, что банк неправильно провел проверку актива и затеял судебное разбирательство, чтобы не платить ей многомиллионный бонус.
О перспективах дела в суде рассказывает управляющий партнер адвокатского бюро «Духина и партнеры», специалист по международному праву Екатерина Духина.
Екатерина Духина управляющий партнер адвокатского бюро «Духина и партнеры», специалист по международному праву «Это далеко не первый раз, когда какие-то финансовые объединения либо инвесторы судятся с американскими стартапами и прежде всего взыскивают убытки с их владельцев. Кейс, который мы сегодня с вами обсуждаем, на мой взгляд, является мерой, страхующей банк перед потенциальными претензиями инвесторов в будущем, которые поймут, что они вложились в предприятие, основные вводные по которому не соответствовали действительности. А JPMorgan будет предъявлять регрессный иск в отношении основателей, утверждая, что сами они белые и пушистые, а их ввели в заблуждение. Здесь перспективы уголовного дела в связи с потенциальным обманом инвесторов, и до десяти лет тюрьмы в случае, если позиция обвинения будет доказана, грозит основательнице. Вообще, конечно, идея платформы интересная, и дело может иметь, с моей точки зрения, некий политический окрас. Джевис со своим стартапом облегчала возможность любому студенту получить ссуду на обучение, помогала сражаться с бюрократическим давлением».
JPMorgan узнал об обмане, когда получил базу клиентов Frank и попробовал разослать пользователям тестовые рекламные письма. Однако до адресатов дошла только четверть отправленных писем, а прочитали их только 1% пользователей.
Мог ли банк проверить клиентскую базу до покупки сервиса? Отвечает генеральный директор группы компаний Comnews Леонид Коник.
— Соврать в таких случаях компании относительно легко. Мы говорим о компаниях так называемой новой экономики, и если в старой экономике всегда при покупке той или иной компании оценивалось количество клиентов-плательщиков, в новой экономике понятие «плательщик» подменяется понятием «пользователь», который вовсе не обязательно что-то платит, и компании новой экономики пытаются этих пользователей каким-то образом монетизировать. Едва ли такие структуры, как банк JPMorgan, совсем уж верят на слово, поэтому похоже на то, что этот стартап создал фейковые аккаунты. Ну и наконец, закон о защите персональных данных, который в Соединенных Штатах, как и в Евросоюзе, очень жесткий, едва ли позволяет каждую запись проверять.
— А вот Маск, покупая Twitter (соцсеть заблокирована в РФ. — BFM), провел проверку и выявил какое-то количество фейковых аккаунтов.
— Да, была, кстати, такая история, когда только после того, как Маск подписал предварительный документ о намерениях приобрести Twitter, он и его структуры получили доступ к документам. И именно после этого Маск заявил, если мне память не изменяет, что количество фейковых аккаунтов в Twitter составляет около 20%, тогда как сама компания говорила, что таковых аккаунтов не более 5%. Действия Маска были больше похожи на попытку сбить цену по той простой причине, что у Twitter существовала весьма осязаемая финансовая выручка. А у стартапа выручка близка к нулю.
Стартап Frank вызвал вопросы еще до того, как его купил крупный банк. В 2020 году против платформы выступили члены Конгресса США: они просили Федеральную торговую комиссию провести расследование работы компании, потому что считали, что она создает излишнюю нагрузку на структуры государства, которые занимаются материальной помощью, и дает ложные надежды студентам. Стартап также подозревали в торговле персональными данными.