Путин раскритиковал Мантурова за долгую подготовку контрактов с авиационными заводами
Лента новостей
В итоге президент поручил вице-премьеру заключить все необходимые контракты с предприятиями на 2023 год в течение месяца. Как пояснил затем Песков, критика является обычным рабочим моментом в ходе заседаний с правительством, и никаких серьезных нареканий к работе Мантурова у президента нет
Обновлено в 23:43
«Слишком долго!» — так Владимир Путин раскритиковал вице-премьера Дениса Мантурова за то, что слишком медленно заключаются контракты с заводами на воздушные суда, в том числе и для военных. По словам президента, предприятия не получили запрос на изготовление судов даже на этот год. В итоге Путин поручил Мантурову в течение месяца завершить эту работу и не позже:
Путин: Долго, слишком долго. Предприятия должны понимать свои перспективы, заказы, они должны нанимать рабочую силу, они должны производственные мощности держать или расширять, им нужно понять, сколько военное ведомство закажет, сколько гражданских судов будет заказано. Нет заказов даже на 2023 год.
Мантуров: У нас по всем предприятиям на этот год и Минобороны подтвердило количество, более того, как я вам докладывал, были взяты кредиты предприятиями, «Вертолеты России» в первую очередь, это речь идет о вертолетах, для того чтобы запустить всю кооперацию, и второго, и третьего, и четвертого уровня. Мощности все сверстаны и по текущему, и по следующему году.
Путин: Денис Валентинович, пока нет паспортов, о которых вы сами сказали, а их нет, и нет твердых контрактов, у них нет понимания того, что они должны будут делать. Долго, слишком долго. Пожалуйста, я вас прошу ускорить эту работу, ну нет на предприятиях контрактов на 2023-й год! Чего тут говорить? Паспортов, вы сами сказали, нет. Когда они будут?
Мантуров: У нас есть контракты и по, как я доложил, Министерству обороны, и по гражданской линии, и ГТЛК, и другие лизинговые компании, это в части вертолетов. А по самолетам у нас все сверстано, это с учетом тех испытаний, сертификации и программы импортозамещения «Суперджета МС-21».
Путин: Денис Валентинович, у вас сверстано, но контрактов нет. Я же вам говорю, давайте я вам, сейчас закончим совещание, чего мы тут с вами пикироваться будем? Я знаю, что контрактов нет на предприятиях, мне директора сказали. Ну чего вы в самом деле дурака-то валяете? Контракты когда будут? Я вот о чем говорю. Мне директора предприятий говорят, нет контрактов. А у вас все сверстано. Когда будут паспорта, когда контракты будут? Вот на какие вопросы надо ответить.
Мантуров: Это будет сделано в течение квартала, исходя из тех возможностей, которые сформированы бюджетом.
Путин: Чтобы в течение в месяца, я вас прошу, в течение месяца это должно быть все сделано. Не постараетесь сделать все возможное, а сделайте это, пожалуйста, в течение месяца, не позже.
Спор Владимира Путина и Дениса Мантурова был из разряда тех, где обе стороны по-своему правы и не противоречат друг другу. Вице-премьер отмечал, что в ближайшие три года «Аэрофлоту» запланирована поставка 63 отечественных самолетов. В их числе — Sukhoi Superjet New, МС-21 и Ту-214.
Путин же говорил, что прямо сейчас руководители заводов жалуются, что конкретных заказов еще нет, предприятия простаивают, хотя задачи были поставлены давно. Очевидно, президент имел в виду смежные компании из длинной цепочки производителей авиакомпонентов, где каждый завязан друг на друга. Простаивает один — простаивают остальные.
Все самолеты были заказаны и законтрактованы на Восточном экономическом форуме в 2022 году. Объединенная авиастроительная корпорация обязалась поставить «Аэрофлоту» 339 самолетов на условиях лизинга. Это 210 самолетов МС-21, 89 самолетов Sukhoi Superjet New и 40 Ту-214 — на ближайшие семь лет. Мантуров же на совещании говорил о трех годах, только о поставках первой партии из 63 самолетов.
При этом с каждой моделью есть проблемы. МС-21 так и застрял на стадии первых летных образцов, сертификаций, импортозамещения по части двигателей и авионики. В проект Ту-214 в конце прошлого года «Аэрофлот» просил внести коррективы, а именно сократить экипаж с трех человек до двух. Задача не такая простая, как может показаться на первый взгляд. Sukhoi Superjet на фоне остальных выделяется в лучшую сторону, но и там с серийным производством придется напрячься, считает главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин:
Илья Шатилин авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru «Судя по тому, что анонсировано, это 63 самолета на ближайшие три года. Большинство из них это Sukhoi Superjet. 34 Sukhoi Superjet построить, наверное, можно. Что с МС-21, честно говоря, я не очень себе представляю. Мне кажется, что даже за 2025 год 18 машин произвести серийно и поставить их авиакомпаниям — очень смелый план. Если у Superjet хотя бы уже есть почти готовый прототип, я думаю, что к концу года все-таки его сделают, начнут его серийно производить. А вот с МС-21 еще много предстоит работы по созданию альтернатив компонентов из зарубежных стран. Всегда можно сказать, что вражеские санкции помешали нам все произвести. Зато Ту-214 можно хоть сейчас начинать делать. 11 машин за три года построить можно. И даже быстрее».
Обсуждая простой на заводах по выпуску авиакомпонентов, члены правительства обсудили и уровень зарплат на подобных предприятиях. Сейчас оплата труда инженеров, как известно, остается довольно невысокой. Касается это не только области авиастроения, но и «Роскосмоса», «Росатома» и других корпораций в смежных отраслях. Прикладные специалисты, закончив Бауманку, МФТИ и прочие уважаемые заведения, обнаруживают, что позиция, к примеру, инженера по расчету композитного самолетного крыла оценивается в 60 тысяч рублей, не больше.
И это еще довольно серьезная зарплата для простого инженера-испытателя, даже если он занят на гособоронзаказе, указывает гендиректор компании «Троицкий инженерный центр» Евгений Горский. По его словам, среднестатистический выпускник МФТИ сегодня претендует на зарплату в 200 тысяч рублей минимум. Реальность же вносит коррективы.
Евгений Горский гендиректор компании «Троицкий инженерный центр» «Основное количество рабочих мест для инженерных кадров — это госсектор. Есть большое количество вакансий, где высококвалифицированным специалистам предлагают, если брать Москву, зарплаты даже в 60-80 тысяч рублей для ведущих инженеров. В коммерческих компаниях таких зарплат нет. Они, конечно же, выше, потому что идет очень серьезная конкуренция за хороших специалистов. Я как руководитель компании нашел для себя выход: платить больше. Не просто платим больше, чем госпредприятия, а мы еще на фоне ухудшения экономической ситуации зарплаты подняли. В прошлом году у нас для инженерного персонала была индексация порядка 20%».
Глава Минэкономразвития Максим Решетников на совещании говорил, что «номинальный рост зарплат неплохой» и что это «отражение ситуации на рынке труда» и даже «дефицита» кадров из-за «загрузки оборонной промышленности». Эксперты же добавляют, что производство самолетов, конечно, нужно форсировать: переводить станки на работу в три смены, а где-то расшевелить бюрократический аппарат. А если будет вал заказов, там и зарплаты простым инженерам можно поднять — в разы, а не на проценты.