Дело Бориса Зимина: бизнес или политика?
Лента новостей
МВД объявило бизнесмена в международный розыск, а следствие попросило его заочно арестовать. Дело сына основателя «Вымпелкома» Дмитрия Зимина связано с продажей каршеринга BelkaCar
Предприниматель Борис Зимин (внесен в реестр иноагентов) назвал уголовное дело, по которому его объявили в розыск, политическим. Как он выразился в переписке с Forbes, «все вокруг — мишура, предлог и маскировка». Бизнесмена обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере. Это до десяти лет тюрьмы.
Из того, что известно, все выглядит как классический корпоративный конфликт. Есть в России известный каршеринг BelkaCar с головной компанией на Кипре. В него инвестировал один из немецких бизнесменов. По его версии, еще один немецкий инвестор (он, кстати, уже в СИЗО) организовал передачу акций компании другой структуре без фактической оплаты. Источники же говорят, что, когда начались суды, Борису Зимину предложили купить BelkaCar, чтобы вывести компанию из-под удара. Какова была цель всех этих схем, были ли они криминальными и какова роль Зимина — достоверных ответов на эти вопросы нет. Но факт в том, что спор дошел до российского следствия, которое возбудило дело.
Мнение управляющего партнера адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федора Трусова:
Федор Трусов управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» «То, что мы видим по данному делу, — имело место некое переоформление пакета акций кипрской компании. Надо понимать, что эти цепочки иностранных компаний всегда в России используют для вполне определенных целей. И рассматривать их с точки зрения Уголовного кодекса... Понимаете, у нас некоторые бизнесы были созданы на коленке и до сих пор еще оформлены на компании Британских Виргинских Островов. Там настолько все криво и косо, все права подтверждаются какой-то непонятной красивой бумажкой, напечатанной на цветном принтере. То, что называется, посмотришь и без страха не взглянешь. Так же и тут».
BelkaCar основали три подруги, которые когда-то вместе получали степень МВА. Идея пришла после того, как в Москве ввели платные парковки. За основу они взяли иностранный опыт, нанимали зарубежных консультантов. Вложили свои сбережения, нашли инвесторов. Достучались до московского правительства, которое на самом высоком уровне заинтересовалось каршерингом, и для операторов таких сервисов сделали скидку на парковку. В итоге BelkaCar какое-то время была лидером в столице. Но потом на рынок пришел «Яндекс» — и компания проиграла конкуренцию гиганту. В 2019 году появились сообщения, что акционеры продают бизнес, который оценили в 100 млн долларов. Сумму называли завышенной — как раз из-за того, что в компании был тот самый корпоративный конфликт.
А тот самый потерпевший немец, прежде чем пойти к российским следователям, судился на Кипре, где проиграл, напоминает гендиректор юридической компании «Юрвиста» Алексей Петропольский:
Алексей Петропольский гендиректор юридической компании «Юрвиста»«Что интересно, само правонарушение происходило в рамках правового поля Кипра. В рамках цивилистического спора, а именно арбитражного процесса, истец все проиграл. В Германии тоже дело не возбудили — арбитражные иски были отклонены. И только в России каким-то образом получилось возбудить уголовное дело и приостановить возможность движения этих акций в рамках купли-продажи. Что бы ни менялось на кипрских компаниях, здесь фактически эти компании обездвижены, доли в них меняться не будут».
Случаи, когда спорящие акционеры российских компаний идут к следователям РФ, нередки. Пожалуй, самый известный — дело американца Майкла Калви. Там тоже были разногласия по поводу передачи актива и его цены, а также проигранный потерпевшей стороной суд за границей. В этом же деле фигурирует громкая с политической точки зрения фамилия. Борис Зимин — сын ныне покойного бизнесмена и мецената, основателя «Билайна» Дмитрия Зимина, очень уважаемого человека в российской деловой и научной среде. Оба известны либеральными взглядами и помощью российской оппозиции. Сам Борис Зимин уже почти 20 лет не живет в России. Так что тут больше интересна не его личная судьба, а судьба его собственности — каршеринга BelkaCar.