В аэропорту Сеула до сих пор живут россияне, уехавшие от мобилизации
Лента новостей
Как пишут корейские СМИ, власти Южной Кореи отказали пятерым гражданам России в статусе беженца, но те пытаются оспорить решение через суд. Как прошли их 100 дней в терминале?
Россиянин Владимир Марактаев встретил 2023 год на острове в пригороде Сеула, в зале вылета аэропорта «Инчхон». В качестве новогоднего подарка 23-летний студент Бурятского государственного университета позволил себе чашку кофе за 5 тысяч вон, это эквивалент 280 рублей.
Как пишет The Korea Times, это были чуть ли не последние деньги россиянина: основная часть сбережений ушла на срочный переезд в Монголию, затем перелет на Филиппины и наконец в Сеул. По прилете он попытался податься на статус беженца, но ему почти сразу отказали — и в результате Марактаев, как и четверо других россиян, потеряли возможность въехать в Южную Корею даже на 60 дней без визы, как обычные российские туристы. С тех пор они живут в «Инчхоне» и питаются за счет южнокорейского Минюста: булочка на завтрак и ужин и рис с курицей на обед. А pro-bono адвокаты из Южной Кореи пытаются помочь россиянам добиться пересмотра решения. Рассказывает русскоязычный гид в Сеуле Кристина Пак:
Кристина Пак гид в Сеуле «Статус беженца получить не так просто. Нужно действительно доказать, что на тебя были какие-то серьезные именно со стороны государства гонения, были какие-то судебные разбирательства, которые были неполноправными. Например, был такой забавный случай: гражданин Турции, по-моему, делал ремонт какому-то очень крупному чиновнику, у которого были связи, который ему не заплатил деньги, потом он угрожал семье и так далее. Это было достаточно громкое дело. И тогда да, государство предоставило статус беженца. Это очень лояльная виза, но она не дает права здесь работать. Я просто думаю о том, что эти россияне, наверное, очень отчаянные, потому что проживать здесь, не работая, имея такую визу, которая не дает столь много преимуществ, какую-то дотацию, но минимальную — 500 долларов, например».
Получение статуса беженца в Южной Корее — многоэтапный процесс. После подачи первоначального пакета документов претенденту выдается или не выдается виза G-1, которая позволяет ему находиться на территории страны на время рассмотрения заявки. Документ не дает права на осуществления трудовой деятельности первые шесть месяцев, а позднее только с дополнительными согласованиями. И только в случае успешного рассмотрения заявки иностранец получает визу F-2, становится легальным беженцем и может свободно работать.
Россиянам отказали еще на нулевом этапе — южнокорейский Минюст счел уклонение от мобилизации недостаточным основанием даже для рассмотрения заявки. О причинах рассуждает управляющий партнер компании BLC, эксперт по трудовому и миграционному праву Елена Балашова:
Елена Балашова управляющий партнер компании BLC, эксперт по трудовому и миграционному праву «До конца не понятно. Но я боюсь, что Южная Корея в данной ситуации боится обострения отношений с Российской Федерацией, если откроет двери для граждан, которые пытаются бежать от мобилизации, и будет всячески стараться не создавать этих ненужных прецедентов. Понятно, что, имея определенный статус, можно двигаться дальше в другие страны Азии. Уверена, что Южная Корея, наверное, не станет последней точкой для этих граждан. Так или иначе это определенная свобода действий, передвижения, возможность получить какие-то разрешительные документы, возможно, рабочую визу, статус на постоянное проживание, какие-то возможности для инвестиций открываются. Тут, к сожалению, я так детально вам не поясню, но по крайней мере это в любом случае возможность легально находиться на территории другого государства, проживать, работать, иметь социальные гарантии, которые, вероятно, молодые граждане не видят для себя больше в Российской Федерации».
Служба в армии — чувствительная тема для корейского общества. В начале нулевых годов популярного k-pop-певца уличили в уклонении от призыва через получение американского гражданства, и в итоге Ю Сёнг-Юн стал первым южнокорейцем в истории, которому запретили въезд в страну на подобных основаниях. А минувшей осенью сверхпопулярная группа BTS приостановила деятельность на полтора года, чтобы музыканты могли пройти срочную службу. Тем не менее собеседники The Korean Times не исключают, что адвокатам россиян удастся добиться пересмотра решения Минюста, поскольку Россия уже внесла Южную Корею в список недружественных стран.