В России анонсируются все больше проектов производства автомобилей на электрической тяге
Лента новостей
В последние дни к длинному списку добавились сообщения о планах делать в Крыму «электробуханку», а в Саратовской области в наступившем году хотят собрать 2 тысячи электромобилей для такси. Готова ли инфраструктура и будет ли на них спрос?
Уже более десяти российских компаний и регионов заявили о планах выпускать электромобили. Помимо крупных предприятий, таких как «Автотор», «Моторинвест», «Москвич», «Лада», КамАЗ, о планах делать авто с электрической силовой установкой заявили и неизвестные на этом рынке производители, а также региональные чиновники.
Никаких реальных предпосылок к тому, чтобы в России случился бум электрокаров, сейчас нет, говорит автоэксперт Алексей Кованов:
Алексей Кованов автоэксперт «В этом плане мы, наверное, сейчас пытаемся повторить Китай десятилетней давности, когда вдруг многие автомобили начали переводить на электрическую тягу, имеющиеся. У нас в ассортименте не так много машин, которые можно было бы переделывать под аккумуляторы-электромоторы. В Китае все это происходило по той простой причине, что власти резко взялись за вопросы экологии. У нас же объективных предпосылок для того, чтобы все вдруг разом переходили на электротягу, наверное, нет. Преференции от государства действительно определенные есть, но у нас огромное количество всевозможных преференций для производителей компонентов, для разработчиков электроники, для разработчиков и создателей батареек и так далее. Но все эти программы настолько разрозненные, что, наверное, каждый для себя ищет какую-то ту, что подходит конкретно для него. А вот в целом для производителей электромобилей у нас не появилось, как и для производителей автомобилей, ничего нового, кроме специальных инвестиционных контрактов. Желание всем и сразу сейчас выпускать электромобили скорее обусловлено тем, что появились китайские партнеры, которые хотят закрепиться на этом рынке».
Экологичность электрокаров — момент крайне спорный. Для них требуется больше электроэнергии, которая в основном вырабатывается не самыми экологичными способами. Большинство проектов по выпуску электромобилей, которые анонсируются в России, трудно назвать именно российскими. Речь идет преимущественно о крупноузловой сборке, то есть из Китая приходит почти полностью готовая машина, к ней остается только прикрутить колеса и новый шильдик.
А проекты вроде «электробуханки» вызывают недоумение. Кроме электродвигателя в электро-УАЗе будет еще один двигатель внутреннего сгорания для увеличения запаса хода. И еще один — для обогрева салона. Все эти двигатели, может, и пригодятся там, где «буханки» чаще всего используют, — по бездорожью, в экстремальных погодных условиях и вдали не то что от розеток, а вообще от какой-либо цивилизации. Но кажется, что удобнее и логичнее оставить все как было. Кому понадобится обновленная «буханка» и вообще все эти электромобили, не понимает автоэксперт Игорь Моржаретто:
Игорь Моржаретто автоэксперт«Я не знаю, кто посчитал спрос, что действительно можно будет в стране продать такие объемы, — как написано в концепции, к 2030 году будет продаваться не меньше 150 тысяч электромобилей в год. Я не очень верю в такой спрос, честно говоря. Особенно в очень сложной экономической ситуации. Это первое. Второе — я не верю совсем в их самодеятельность. Потому что автомобильное производство, производство электромобилей в том числе, — это очень сложный процесс, зависящий от миллиона вещей. От поставки компонентов и доводки их конструкции до создания конкретной конструкции. Во всем мире этим занимаются только профессионалы, а попытки создавать самим на коленке — мы помним китайские машины, которые нам привозили 30 лет назад, это был просто ужас. И китайцы быстро поняли, что без посторонней помощи они автомобили не создадут. А все мелкие региональные китайские проекты по большому счету сдохли».
Стоимость нового «Москвича» на электротяге начинается от 3,5 млн рублей. За эти деньги можно купить две «Лады Веста» или четыре «Гранты». А с учетом того, что преференций, кроме бесплатной парковки и отсутствия транспортного налога (да и то только в Москве) для владельцев электромобилей в нашей стране не предусмотрено, в чем выгода — не ясно. Тем более что зарядок в большинстве городов все еще не хватает и пользоваться ими неудобно. К примеру, в Москве есть больше 20 видов зарядных станций, и каждая требует отдельного приложения на смартфон. А в морозы от заявленного производителем запаса хода можно смело отнимать треть.
Правда, есть вероятность, что некоторое количество российских электромобилей купят госкомпании и бизнес, например таксопарки и каршеринги. Но будет ли в этом смысл — вопрос открытый. Зато модно.