На российском рынке труда наблюдается дефицит кадров
Лента новостей
Особенно сложно найти людей рабочих специальностей. На фоне санкций и ухода западных компаний аналитики ожидали обратного. Но их прогнозы не оправдались. Как так вышло?
Минувший год отметился уходом многих зарубежных компаний. Аналитики опасались, что в России сильно вырастет уровень безработицы. На деле же она оказалась рекордно низкой с 1991 года.
Олег из Калининграда еще весной работал на заводе «Автотор». Там собирали BMW, Hyundai, Kia и Genesis. Немецкая BMW остановила сборку автомобилей практически сразу после начала спецоперации, в начале марта. Hyundai и Kia продолжили выпускать машины из запасов комплектующих, но тираж стал намного меньше. Официально с завода никого не увольняли, но тем, у кого закончились контракты, их не продлили. Так случилось и с Олегом, который занимал должность слесаря механосборочных работ:
— Где-то неделю [искал] и на другую работу перешел, в автосервис. Найти работу было не тяжело, проблема в условиях труда. Мы понимаем, что «Автотор» — это сверхотапливаемый комплекс, ты в чистоте, обед и прочее. А в автосервисах в грязи не очень хочется работать. Уже продолжительное время работаю в «Яндекс.Доставке», нормально пока что.
— В «Автоторе» у вас была зарплата около 40 тысяч рублей?
— 40-45 тысяч рублей, да. В автосервисах в среднем — 50 тысяч рублей.
— А в «Яндекс.Доставке» у вас сколько получается?
— На руки где-то за месяц примерно 60 тысяч рублей выходит.
После ухода многих зарубежных компаний из России правительство опасалось роста безработицы. На деле же ее показатели сейчас рекордно низкие: она опустилась до уровня 3,8%. Простая математика. Согласно исследованию HeadHunter, российский рынок труда составляет примерно 73 млн человек. В иностранных компаниях были заняты с учетом всех цепочек поставок около 10 млн человек. Более того, многие зарубежные игроки приостановили деятельность в стране, но выплачивали зарплаты, и сотрудники не спешили выходить на открытый рынок труда. Позже начался процесс передачи активов российским акционерам и менеджменту. В результате номинально люди начали работать в новых компаниях, а реально — продолжили работать в старых.
В магазине одежды Zara, который принадлежит ушедшей из России испанской Inditex, сотрудники еще ждут своего часа. Открытие под новым брендом (источники «Известий» говорили, что возможное название — New Fashion) должно состояться весной. Сотрудники Business FM списались с бывшим сотрудником Zara Екатериной, вот ее комментарий:
«Всех «малышей» практически убрали, которые в неизвестных торговых центрах, а точки в крупных магазинах остались. Никого не уволили: все сотрудники до сих пор на простое содержатся, получая 2/3 от зарплаты. Не так просто было найти работу. Другие магазины тоже закрывались, в них работало много студентов. И буквально человек записывался на собеседование, а потом писали, мол, приходить не надо — мы уже наняли. В итоге я через две недели нашла работу».
Многие, вопреки ожиданиям аналитиков, не вышли на свободный рынок труда и по другим причинам. Во-первых, люди в кризисные периоды предпочитают не менять место работы. Во-вторых, роль сыграла частичная мобилизация. Причем в основном она коснулась специалистов рабочих профессий. Эксперты называют текущую ситуацию «соискательским рынком синих воротничков». Именно эти роли сегодня наиболее востребованы у компаний из разных отраслей. Уровень конкуренции не дотягивает даже до одного резюме на вакансию.
Проблема не новая, престиж рабочих специальностей падает давно. Но в новых условиях ситуация усугубилась, отмечает экс-сотрудник отдела развития HR-brand «Сбера» Александр Баулин:
— Если раньше огромная часть товаров закупалась и важно было нанять менеджеров, которые организовывали эту закупку, то сейчас возросло производство внутри России. Понятно, что с нуля производство смартфонов не организуешь, двигатели, очевидно, сами будем разрабатывать, что-то из электроники. Но даже этот небольшой объем, видимо, требует кратного увеличения сотрудников.
— А если говорить о рабочих специальностях, таких как водители, курьеры, автомеханики?
— Играет большую роль отток традиционных работников из ближнего зарубежья.
Что касается мигрантов, их поведение на рынке труда тоже стало для аналитиков сюрпризом. Отток действительно был во время пандемии, но в 2022-м этого не произошло, выяснили эксперты РАНХиГС. Хотя обычно во время кризисов иностранная рабочая сила выдавливается с рынка, в этот раз сотрудников из ближнего зарубежья заинтересовал крепкий рубль. К тому же они работают в областях, которые пользуются неизменным спросом у работодателей: в сфере услуг, сельском хозяйстве, строительстве и ЖКХ.
Несмотря на это, дефицит сотрудников в этих областях тянется еще со времен коронавируса. Нехватка специалистов настолько острая, что во время декабрьской непогоды жителям некоторых жилых комплексов пришлось самим искать дворников и оплачивать их работу. Об этом сотрудникам Business FM рассказала москвичка Кристина:
«Были сугробы, дорожки не были расчищены вообще, ни одного дворника, ни одной уборочной техники не было видно. Как объяснили потом в «Жилищнике», у них проблемы с рабочей силой, не хватает людей и техники, поэтому они не могут пока приехать нам помочь. В результате в чате жителей нашего жилого комплекса было принято решение собрать самим с квартир посильные взносы, кто сколько может, чтобы вызвать дворников и заказать тракторы. Потрачено было больше 100 тысяч рублей».
Рынок труда, как говорят эксперты, вышел из «состояния нормальности» еще во времена пандемии и локдауна. Тогда количество и вакансий, и резюме резко сократилось. В прошлом году рынок вакансий полностью восстановился и перешел в фазу бурного роста, тогда как активность соискателей осталась на прежнем уровне. Начался дефицит рабочей силы, который и сохранялся до начала спецоперации. Например, дефицит швей.
Особенно острым вопрос стал, когда страну покинули западные бренды: спрос на местную одежду стал выше, а предложение выросло незначительно. На этом фоне зарплаты подскочили чуть ли не до 100 тысяч рублей. Комментирует соучредитель фабрики текстильных изделий Pinkbus Мария Батюхнова:
Мария Батюхнова соучредитель фабрики текстильных изделий Pinkbus«У нас увеличились продажи, потому что мы стали продавать через маркетплейсы. В целом продажи на маркетплейсах в последний год увеличились. Может быть, за счет того, что как раз ушли бренды. Мы бы с удовольствием наняли двух-трех новых швей точно. Очень тяжело найти. Граждан РФ практически вообще нет. Если нанимать приезжих — нельзя рассчитывать на стабильность какую-то: могут взять и уйти в любой момент. Негде учиться, непопулярная профессия, хотя зарабатывать можно сейчас прилично — 70-80 тысяч рублей, 100 тысяч рублей, иногда даже и больше».
Дефицит кадров в этом году усилился и в сфере общепита. Не хватает барменов, официантов, уборщиков и поваров. По данным HeadHunter, на одну вакансию приходится около трех резюме, на рынке труда такой показатель считается совсем невысоким. Одна из причин: когда закрылись иностранные сети фастфуда, спрос перетек в другие сети, и им понадобились дополнительные рабочие руки. При этом долго в общепите никто, как правило, не задерживается — ни достойной зарплаты, ни мотивации. Вот что рассказывает бывший менеджер популярной московской сети рюмочных Илья:
«Быстрая текучка в целом. Часто молодые ребята приходят работать без особо каких-то целей, соответственно, качество работы не очень хорошее, и все это вытекает в недопонимание, увольнение. А если говорить по этому году, много молодых ребят покинуло страну: как доступного персонала стало меньше, так и количество гостей уменьшилось. Ситуация еще усугубляется тем, что зарплаты небольшие. В заведении, в котором я работал, часовая ставка варьировалась от 150 до 250 рублей».
Один из немногих сегментов, который продолжил расти после начала боевых действий, хотя и более медленными темпами, чем раньше, — это сегмент доставки еды. С 2019-го по 2021 год рынок увеличился почти в семь раз. По итогам 2022-го, по прогнозу аналитического агентства BusinesStat, сегмент вырастет только на 10%. Снижение покупательской способности и желание экономить взяли вверх над сформированными потребительскими привычками.
В любом случае курьеров не хватает всегда. Особенно в новогодние праздники. Первыми об этом заявили в X5 Group, куда входят сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Магнит», писало РБК. Причем зарплаты в этой сфере в среднем немного выше, чем, например, в том же общепите. Поэтому, по оценкам рекрутеров, многие бывшие официанты или бармены подались в курьеры. Впрочем, не только они.