Хорватия вошла в Шенген и зону евро
Лента новостей
Это означает достижение двух ключевых внешнеполитических целей, к которым Хорватия стремилась после вступления в ЕС и НАТО. Каковы плюсы от вступления для экономики страны и есть ли в этих новшествах минусы?
С 1 января 2023 года Хорватия стала 20-м государством — членом ЕС, присоединившимся к еврозоне, и 27-м членом Шенгенской зоны. Теперь, чтобы въехать в страну, потребуется шенгенская виза, а местную валюту — куны — заменил евро. Вступление в еврозону и Шенген — две ключевые внешнеполитические цели, которые оставались у Хорватии после вхождения в состав НАТО и ЕС.
Хорватия давно сильно завязана на единую европейскую валюту экономикой, поскольку более половины внутренних сбережений и кредитов находятся в евро, а более двух третей экономического обмена и такое же количество туристов прибывают из еврозоны. На туризм приходится 20% ВВП страны.
Комментирует профессор Высшей школы экономики, руководитель отдела черноморско-средиземноморских исследований Института Европы РАН Екатерина Энтина:
Екатерина Энтина профессор ВШЭ, руководитель отдела черноморско-средиземноморских исследований Института Европы РАН «В политическом смысле вступление Хорватии в шенгенскую зону и зону евро означает, что Загреб окончательно интегрирован в единую европейскую семью. Надо понимать, что, в отличие от той же Болгарии и Румынии, которые в Шенген не вошли, Загреб всегда воспринимался и Берлином, и Брюсселем как последовательный проводник европейских интересов, и это совершенно логический жест. Логический он еще и потому, у Хорватии вся внешнеэкономическая деятельность с точки зрения транспортно-логистических потоков и непосредственно экономики в самой высокой степени интегрирована с Италией, Словенией, Германией, Францией, и ее вхождение в единое пространство — это насущная потребность не только Загреба, но и тех западноевропейских стран, бизнес которых ведет тесную экономическую активность с Хорватией. Это важно с точки зрения туризма. Отмена каких-то бюрократических препонов облегчает жизнь как хорватам, так и соседним словенцам и итальянцам. Что касается чисто экономики, то надо понимать, что экономические показатели Загреба после вступления в ЕС в 2013 году фактически не росли, и здесь уход от национальной валюты, скорее всего, будет усложнять и некоторые внутриэкономические показатели, в еще большей степени добавит огонька проблеме оттока трудоспособного населения из Хорватии, который и так крайне остро стоит в последние десять лет. Но если суммировать и взвесить все плюсы и минусы, то это долгожданный жест со стороны Брюсселя Загребу, к которому Загреб сознательно стремился, по которому нет серьезных разногласий. Для хорватов в том числе он важен на субрегиональном уровне, как демонстрация важного именно для хорватов исторического превосходства, с точки зрения реформированности, современности, с точки зрения того, что они могут превосходить Белград и других балканских соседей. А также это окончательное дистанцирование от характеристики того, что Хорватия — это балканская страна, [характеристика], которую хорваты крайне не любят и считают очень неприятной, уязвимой характеристикой для себя».
С сегодняшнего дня между Хорватией и другими странами Шенгенской зоны отменяются досмотры во время пересечений сухопутных и морских границ. Однако из-за технических проблем пограничный контроль в аэропортах закончится только 26 марта.
ЕС поддержал вступление Хорватии в Шенгенскую зону начале декабря, но не смог утвердить присоединение Болгарии и Румынии. Против вступления Румынии и Болгарии в Шенгенскую зону проголосовали Австрия и Нидерланды.