Суд приговорил экс-сенатора от КЧР Рауфа Арашукова к пожизненному сроку
Лента новостей
Ранее присяжные сочли доказанным обвинение его в организации заказных убийств, а также в участии в преступном сообществе. Отец политика также получил пожизненный срок. Другие четверо фигурантов осуждены на сроки от пяти лет лишения свободы в колонии общего режима до 22 лет в колонии строгого режима
Обновлено в 19:42
Мосгорсуд приговорил к пожизненному сроку бывшего сенатора от Карачаево-Черкесской Республики (КЧР) Рауфа Арашукова. Ранее присяжные признали его виновным в организации убийств двух общественных деятелей республики, а также в участии в преступном сообществе, которое похитило природный газ на общую сумму 4,4 млрд рублей. Коллегия сочла доказанным, что экс-сенатор организовал превышение должностных полномочий бывшими сотрудниками Следственного комитета по КЧР и заведомо ложный донос.
Отец политика, бывший советник генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз» Рауль Арашуков также получил пожизненный срок. Отбывать наказание они будут в колонии особого режима.
«Суд не видит оснований для назначения Рауфу и Раулю Арашуковым иного наказания, кроме пожизненного лишения свободы. Как личности они представляют особую опасность для общества», — сказала судья Елена Гученкова. Отбывать наказание они будут в колонии особого режима. Именно на таком наказании ранее настаивала прокуратура.
Остальным четверым фигурантам суд назначил наказание на сроки от пяти лет лишения свободы в колонии общего режима до 22 лет заключения в колонии строгого режима.
Так, к самому маленькому сроку в пять лет в колонии общего режима суд приговорил бывшего директора филиала ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в Минераловодском районе Гузера Хашукаева. Суд постановил оставить ему меру пресечения в виде домашнего ареста до вступления приговора в силу.
Бывший следователь по особо важным делам Следственного управления по КЧР Андрей Филиппов был осужден на 6,5 года заключения в колонии общего режима. Он был лишен специального звания подполковника юстиции. Исполнявшему обязанности руководителя Следственного комитета России по Карачаево-Черкесии Казбеку Булатову суд назначил наказание в виде 22 лет лишения свободы в колонии строгого режима, лишив специального звания генерал-майора юстиции. Аналогичное наказание суд назначил экс-начальнику Центра противодействия экстремизму МВД КЧР подполковнику Тимуру Бетуганову. Его также лишили звания.
После освобождения экс-силовикам запрещено занимать должности на госслужбе и в правоохранительных органах в течение нескольких лет.
Оглашение приговора длилось с небольшими перерывами пять часов.
Судебное разбирательство началось в июле 2021 года. Процесс стартовал в закрытом для публики режиме из-за пандемии, позже журналисты были допущены в суд.
В зависимости от степени участия и роли Арашукову и другим пяти подсудимым были предъявлены обвинения в организации преступного сообщества и участии в нем (ч. 3 ст. 210 УК РФ), убийстве (п. «а», «ж», «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ), растрате (ч. 4 ст. 160 УК РФ), подкупе или принуждении к даче показаний или уклонению от дачи показаний (ч. 4 ст. 309 УК РФ), в превышении должностных полномочий (п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ) и в заведомо ложном доносе (ч. 2 ст. 306 УК РФ). Из шести фигурантов вину, да и то частично, признал только один — Гузер Хашукаев, остальные ее полностью отрицали.
Основным эпизодом дела являлось хищение природного газа у «Газпрома». Его, по версии следствия, организовал Арашуков-старший, создав преступное сообщество. С 2010 по 2019 годы преступная группа похитила у шести филиалов «Газпром межрегионгаза», расположенных на территории Карачаево-Черкесии и Ставропольского края, топливо на общую сумму в 4,4 млрд рублей. Сделано это было, в частности, благодаря созданию отдельных линий, так называемых врезок, и занижения показателей потребляемого газа. Участниками преступного сообщества присяжные признали Рауфа Арашукова, Казбека Булатова и Тимура Бетуганова. Гузера Хашукаева и Андрея Филиппова присяжные по данному обвинению оправдали.
Другими ключевыми эпизодами дела стали совершенные в 2010 году убийства (ст. 105 УК РФ) лидера молодежного движения «Адыге Хасэ» Аслана Жукова и советника экс-президента Карачаево-Черкесии Бориса Эбзеева Фраля Шебзухова. По версии обвинения, указание расправиться с ними сыну отдал Рауль Арашуков, а будущий сенатор подыскал организаторов. Жукова, по версии обвинения, убили из опасений, что он обнародует информацию о преступном сообществе Рауля Арашукова, прозванного СМИ «газовым королем». Шебзухова же убрали, так как он хотел занять пост председателя правительства КЧР. Рауф Арашуков якобы тоже претендовал на этот же пост и видел в Шебзухове конкурента.
Что же касается силовиков, последние, как утверждает следствие, препятствовали надлежащему расследованию убийств общественников, скрывая причастность к ним Арашуковых.
По мнению адвокатов, имеющиеся в деле доказательства не подтверждали, а, напротив, опровергали обвинения в адрес экс-сенатора и его отца. Свидетели же обвинения из числа осужденных ранее на длительные сроки исполнителей оговорили политика, чтобы смягчить свою участь. Однако 23 сентября присяжные, с участием которых слушалось дело, сочли вину подсудимых доказанной.
Еще за год до вынесения вердикта, 22 июля 2021 года, Басманный суд Москвы обратил в доход государства имущество отца и сына Арашуковых и их родственников на сумму более 1,4 млрд рублей. В ходе процесса в Мосгорсуде прокуроры показали присяжным тележку с драгоценностями, изъятыми при обысках у Арашуковых, а также сундук с золотыми монетами.
При оглашении приговора ряд объектов имущества, арестованного в ходе следствия, в частности дома, земельные участки и автомобили (среди них был коллекционный ЗИС-110, на котором ездил генеральный комиссар государственной безопасности Лаврентий Берия. — Business FM), суд постановил после вступления судебного акта в силу обратить в доход государства. Это будет сделано в счет погашения гражданских исков потерпевших.
В их числе был избитый телохранителями Рауфа Арашукова в 2018 году депутат горсовета Черкесска Руслан Карданов и оперуполномоченный Рустам Жилетежев. В отношении последнего было возбуждено и впоследствии прекращено дело о превышении должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). Они требовали взыскать с подсудимых в счет возмещения морального ущерба в свою пользу по 3 млн рублей. Сестра Аслана Жукова Алла Камбиева настаивала на выплате в ее пользу 10 млн рублей, а брат и жена Фраля Шебзухова требовали выплатить по своим искам 9,5 млн рублей и 20 млн рублей соответственно. Итого потерпевшие требовали выплатить им 45, 5 млн рублей.
Однако суд удовлетворил эти иски частично, обязав Рауля Арашукова выплатить близким погибших в общей сложности 9 млн рублей, а Рауфа Арашукова — 10 млн рублей.
Также суд удовлетворил иски трех дочерних компаний «Газпрома» — «Газпром газораспределение Ставрополь», «Газпром межрегионгаз Ставрополь» и «Газпром межрегионгаз Черкесск» — на сумму ущерба в 4,4 млрд рублей.
После окончания процесса адвокаты большинства осужденных заявили, что планируют обжаловать приговор. «Имеется информация, что на присяжных было оказано давление, именно поэтому они вынесли такой вердикт. Безусловно, мы будем обжаловать приговор», — заявила Business FM адвокат Рауфа Арашукова Анна Ставицкая. А защищавший Рауля Арашукова Владимир Постанюк сказал, что решение суда нельзя считать законным и справедливым. «Законность и справедливость — это неотделимые вещи. В данном случае это незаконный и несправедливый приговор», — сказал защитник.
В свою очередь прокурор Мария Семененко после оглашения приговора выразила удовлетворение им, назвав осужденных «нетипичными участниками преступного сообщества». Она отметила, что сторона обвинения считает приговор законным. «Он основан на вердикте присяжных, которые, несмотря на статус подсудимых, смогли вынести единственно правильное решение — обвинительный вердикт», — сказала прокурор.
В настоящее время в Преображенском суде Москвы слушается дело в отношении еще 14 предполагаемых участников преступного сообщества Арашуковых из числа региональных руководителей и сотрудников газовой отрасли. Летом 2021 года Мосгорсуд выделил его в отдельное производство. Также в отдельное производство выделено и дело в отношении матери и одной из дочерей сенатора — Нелли Арашуковой и Камилы Агоевой. Обе скрылись от следствия и объявлены в розыск.