Индекс качества жизни в городах России — информационно-аналитическая система городского развития, которую ВЭБ.РФ презентовал в 2021 году. Как считают ее авторы, на протяжении 2022 года индекс не только занимался актуализацией ранее полученных данных, но и взрослел, умнел и серьезно накачивал мускулы
В 2021 году ВЭБ.РФ широко презентовал разработанную вместе с партнерами информационно-аналитическую систему городского развития — индекс качества жизни в городах России. Учитывая, что 75% населения страны — это именно городское население, несомненно, важно понимать, какие факторы оказывают наиболее серьезное влияние на жизнь в городах, а главное, за счет чего ее можно улучшить.
Как поясняют в ВЭБ.РФ, индекс, при создании которого использовались лучшие мировые практики, оценивает качество жизни в 115 крупнейших городах страны (кроме двух столиц). В системе более 270 показателей, сгруппированных в 12 ключевых групп: «Жилищные условия», «Доход и работа», «Здоровье», «Образование» и так далее. Индекс позволяет как получить детальный портрет каждого из городов, так и сравнить их между собой по тем или иным показателям, а по ряду показателей возможно сравнение и с зарубежными городами. Данные в системе, которая открыта для всех категорий пользователей (власть, бизнес и граждане), обновляются ежегодно.
Насколько комплексный аналитический инструмент оказался интересен тем, на чье внимание был рассчитан в первую очередь, — городским управленческим командам, представителям бизнес-сообщества и общественных движений? Как развивается индекс, будут ли в системе оценки какие-то обновления, помимо актуализации данных? Это лишь часть вопросов, которые BFM.ru обсудил с главным управляющим директором ВЭБ.РФ Андреем Самохиным.
Андрей Самохин: Создавая наш индекс, мы исходили из того, что он должен быть востребован всеми категориями пользователей. Это и горожане, и эксперты, формирующие стратегии развития городов и агломераций, и предприниматели, и представители властей всех уровней. Индекс актуализируется в части базы данных, но одновременно он еще развивается, взрослеет и умнеет. Я имею в виду и расширение охвата до 200 городов с включением агломераций, и дополнительные данные с расширением числа показателей до 350, включая уровень дохода и направления расходов на основании наиболее точных банковских данных, а также новые пользовательские сервисы.
Да, но в текущих социально-экономических реалиях требует ли городская повестка столь пристального внимания? Насколько это актуально сейчас?
Андрей Самохин: Абсолютно убежден в том, что городская повестка в условиях глобальных вызовов не только не теряет актуальности, но, наоборот, выходит на передний план. В России развитие городов во многом определяет рост экономики страны. В свою очередь процессы, происходящие в городах, — это отражение качества быта семьи. В основе каждого из 12 направлений индекса лежат потребности жителей, обычных семей горожан: жилищные условия, медицина, образование и так далее. Считаю, что такой подход — анализировать экономику города и страны через быт простой семьи — наиболее актуален, особенно с учетом перенастройки экономики. Через индекс мы фокусируемся на потребностях горожан и понимаем, куда надо двигаться, какие изменения нужны.
Ценность многих аспектов жизни для каждого человека в отдельности и общества в целом сейчас стремительно меняется. В последние годы на первый план вышли социальные и экологические аспекты, вопросы здравоохранения и доступности жилья, школ и другой социальной инфраструктуры. Раз уж вы говорите об анализе экономики через быт каждой конкретной семьи, предусматривает ли индекс возможность получения данных по тематическим аспектам жизни?
Андрей Самохин: Абсолютно. Любой исследователь сможет проводить ту или иную аналитическую перегруппировку данных в зависимости от своих задач. Работая с системой, мы видим, как меняются и значение объективных показателей, и оценки горожан. Сегодня на фоне еще не забытой пандемии на первом плане вопросы здоровья. Но уже завтра ситуация может измениться и вывести на первый план, например, вопросы экологии. Сейчас мы видим, что качество образования оказывает прямое влияние на субъективную оценку качества жизни в городе: чем выше уровень образования, тем выше субъективная оценка. Значимы для людей и «Жилищные условия». По этой группе мы делали отдельное комплексное исследование, и оно позволяет утверждать: быстрее дорожали квартиры именно в тех городах, которые по тем или иным группам показателей индекса идут выше средних значений. Таким образом, высокая оценка качества жизни в городе является стимулом и для граждан (расширение жилья или покупка нового), и для предпринимателей (от риелторов и застройщиков до тех, кто развивает магазины у дома, кофейни, пекарни). Это важный сигнал и для властей.
Приведу несколько справочных данных. Средняя стоимость квадратного метра жилья на первичном рынке в городах индекса по результатам исследования 2021 года составляла 58 тысяч рублей, а на вторичном — 55,2 тысячи рублей. За год и там, и там жилье подорожало на сопоставимые 56-59% (до 86,2 тысячи и 92 тысяч рублей соответственно). В лидерах роста «первички» и «вторички» — Сочи (абсолютный рекордсмен, цена метра в новостройке здесь подскочила со 125 тысяч до 313 тысяч рублей), Ялта и Севастополь. Кардинально не поменялся и шорт-лист самых дорогих по стоимости жилья городов индекса: Сочи, Ялта, Красногорск, Южно-Сахалинск, Владивосток. Еще раз хочу напомнить, что Москву и Санкт-Петербург мы не рассматриваем.
Горожане постоянно в движении, и вопрос доступности и безопасности транспорта — один из ключевых. В индексе ВЭБ.РФ есть отдельная группа показателей «Мобильность», и мы также проводим специализированные исследования по теме. Например, в деталях разбирались с состоянием электротранспорта. Как показало исследование, средний возраст трамваев в городах превышает 24 года, троллейбусов — около 12 лет. Мы отметили, что в 2021-2022 годах трамвайный парк в среднем стал моложе в десяти городах — участниках индекса. Троллейбусы стали моложе в 17 из 66 городов, при этом их средний возраст по всем 115 городам вырос на 3,5 месяца.
Вы делали исследования и по менее материальным, но не менее важным аспектам — креативному потенциалу и ESG-повестке…
Андрей Самохин: Верно. На базе данных индекса мы провели исследование креативного потенциала городов. Ключевые выводы: российская креативная индустрия гиперцентрализована. Производство креативного продукта сконцентрировано в крупных городах, где есть ресурсы и рынок сбыта креативного продукта (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Новосибирск). Большинство некрупных городов при этом сталкиваются с оттоком креативного класса (нет инфраструктуры, крупного локального сообщества и достаточного рынка). Другие характерные черты — это моносегментность и низкие темпы роста креативных индустрий в большинстве городов. Мы пилотируем проект ESG-индекса городов. Наша цель — на основании оценки совокупности экологических, социальных и управленческих факторов определить, какие инвестиционные проекты могли бы значимо улучшить среду в городе, и дать таким проектам приоритет в возможной поддержке со стороны организаций развития. В перспективе ESG-индекс может использоваться как инструмент поддержки городов — лидеров ESG-повестки и как дополнительный нефинансовый измеритель эффективности инвестпроектов. Мы планируем представить результаты оценки городским и региональным управленцам в первом полугодии 2023 года. [Подробно о ESG-индексе ВЭБ.РФ BFM.ru рассказывал в сентябре 2022 года].
Сейчас у многих крупных структур существует своя шкала измерения эффективности проектов, свои индексы, постоянно проводятся различные замеры, презентуются те или иные рейтинги. На рынке недвижимости, по крайней мере, их очень много. Нет ли у вас опасения, что индекс качества жизни может стать просто одним из многих подобных инструментов?
Андрей Самохин: Разумеется, узкоспециальные индексы будут давать более глубокий срез в отдельной области, наша задача — комплексная оценка для широкого круга пользователей. Другая отличительная черта индекса ВЭБ.РФ — прозрачность методологии и данных для расчетов: все в открытом доступе. Де-факто это крупнейшая открытая база знаний о городах России. Причем мы использовали лучшие существующие наработки, в частности индексы ОЭСР [Организации экономического сотрудничества и развития]. По части показателей система позволяет сравнить наши города не только между собой, но и с городами ОЭСР. Задачи выделять лучших и худших у нас нет и никогда не было. Наш индекс — это не рейтинг, а индикатор конкурентных преимуществ и зон развития, оценки эффектов для людей.
И все же не путает ли многообразие индексов и шкал государственные и частные структуры при принятии решений об инвестиционной поддержке инфраструктурных, градостроительных и других проектов? Не считаете ли вы, что необходима какая-то унификация, или слияние этих инструментов, или определение приоритетного по отношению к остальным?
Андрей Самохин: Какой из инструментов оценки и аналитики будет для него приоритетным, решает пользователь. Сочетание аналитических инструментов и баз данных позволяет принимать решения с учетом всей полноты информации. Мы строим свой индекс как абсолютно открытую систему, очень активно взаимодействуем с АСИ. Их рейтинг качества жизни регионов и наш индекс качества жизни городов дают комплексную оценку ситуации как для региональных и муниципальных властей, так и для представителей бизнеса. Среди ключевых задач на следующий год — создание единой онлайн-платформы со всеми нашими городскими сервисами. Все данные и аналитические инструменты будут в одном месте и по-прежнему доступны для всех категорий пользователей.
ВЭБ.РФ первым должен начать реализовывать проекты и меры поддержки на основании индекса. Каким образом и в какие конкретно направления деятельности корпорации планируется интегрировать индекс?
Андрей Самохин: Основное значение — прикладное. Индекс будет использоваться для приоритизации, если можно так сказать, инвестиционных проектов и оценки полученных от этих проектов конкретных эффектов. Таким образом, мы рассчитываем плотно внедрить оценки индекса в бизнес-процесс. То есть при принятии решений ВЭБ.РФ будет учитывать, на какие наиболее значимые показатели качества жизни в городе повлияет тот или иной проект. В будущем возможны и преференции для проектов с наибольшим прогнозируемым социальным эффектом. Но этот вопрос на стадии проработки.
Приведу пример использования данных. Индекс фиксирует, что в Улан-Удэ в аварийном состоянии находились до трети общеобразовательных школ. Уверен, в ближайшее время мы увидим по этой строке значительные подвижки: в Бурятии «ПроШкола» (дочерняя компания ВЭБ.РФ) ведет проект строительства сразу десяти новых школьных зданий. Эта работа идет в рамках масштабного совместного проекта с Минпросвещения. Другой пример: ранее я уже упомянул о транспорте в городах. Очевидно, федеральные программы («Безопасные и качественные дороги», «Чистый воздух») оказывают значительную поддержку в обновлении парков, и ВЭБ.РФ также самым активным образом участвует в этой работе. Набсовет корпорации рассмотрел участие в финансировании проектов модернизации электротранспорта в Нижнем Новгороде, Липецке, Ярославле, Краснодаре и Саратове. Под замену пойдут порядка 350 километров путей, на линию выйдут сотни трамваев отечественного производства. Общая стоимость программ в пяти городах оценивается в 129 млрд рублей. Эти проекты повлияют на качество жизни более 4 млн жителей.
По словам эксперта, сегодня большой интерес к предложенной системе оценки влияния проектов на качество жизни в городах проявляет и крупный бизнес, и представители властей всех уровней. В частности, на сегодняшний день ВЭБ.РФ находится в тесном диалоге с Министерством экономического развития РФ по вопросу практического применения индекса в деятельности по территориальному развитию. «Сейчас мы на этапе доработки методологии оценки, в частности, как я уже упомянул, мы в стадии перехода к работе с агломерациями», — подчеркивает Андрей Самохин.