Бельгия и Люксембург разрешили разморозить активы российских инвесторов
Лента новостей
Разрешение действует до 7 января. Какие практические действия нужно предпринять для возвращения активов и кто должен этим заниматься?
Бельгия вслед за Люксембургом выдала временное разрешение на разблокировку активов российских инвесторов. Таким образом, появилась возможность вернуть себе активы, зависшие в Euroclear из-за санкций против российского Национального расчетного депозитария (НРД).
Условия лицензий Бельгии и Люксембурга различаются: если в лицензии для Clearstream речь идет о переводе активов в неподсанкционный депозитарий, то для бумаг в Euroclear другое условие — их необходимо продать. Лицензии выданы до 7 января. Что нужно делать российским инвесторам, непонятно. Все ждут разъяснений от НРД, их пока нет, а время поджимает — впереди рождественские и новогодние каникулы.
Комментирует частный инвестор, автор и ведущий YouTube-канала «Деньги не спят» Василий Олейник:
— Выполнимы ли условия, содержащиеся в этих разрешениях?
— Есть нюанс. Насколько известна ситуация, НРД занимается разделением активов, которые шли по цепочке Euroclear и Clearstream. Похоже, что до этого их не разделили, сейчас их разделяют, на это нужно время. После этого брокеры получат две разные базы из активов, которые направляют туда и которые направляют в другую сторону, после этого всю информацию брокеры выгружают обратно в НРД. НРД после этого очищает всю выгруженную базу от лиц, находящихся в санкционном списке, и направляет все эти данные уже регуляторам — люксембургскому и бельгийскому. Вопрос остается только один: пока нет понимания, будут ли переводить активы в другие депозитарии «дружественных» стран, где можно будет этими бумагами распоряжаться или продавать, или будет полноценная продажа, потому что в документе сказано — продать. Окей, если нельзя будет переводить, а можно будет только продать, брокеры будут продавать, других вариантов нет.
— Кто будет продавать и когда? Там же праздничные дни. Что будет с дивидендами, купонным доходом, который перечислялся на бумаги Euroclear?
— На эти вопросы ответов пока нет. Дай бог, чтобы дали возможность что-то сделать с этими замороженными активами. Если дадут продать, я думаю, 99,9% россиян скажут: продавайте. Ну, конечно, это сделают и так без них, если будет возможность перевести — переведут. Про купоны, дивиденды сейчас речь даже не идет, это никто не спрашивает, никто ответа пока не получил, и запросы по этому поводу, наверное, тоже никто еще не посылал.
— Кто должен заниматься реализацией разрешения — НРД, брокеры?
— Бельгия нам дала добро уже для разблокировки. НРД должен теперь Бельгии дать полноценный клиентский список с активами, очищенный от лиц, находящихся в черном списке. Этот список пока что не готов. Сколько потребуется времени — день, два, три или четыре, — чтобы подготовить этот список, никто не знает. Все брокеры информацию предоставили, теперь мяч на стороне НРД.
— Инвесторам что-то нужно делать?
— Инвесторам делать ничего не нужно, брокеры всю работу берут на себя.
— Есть вероятность не успеть разблокировать, даже если подали заявки, до 7 января, что тогда будет потом?
— Вероятность, что не успеют, есть, поэтому все сидят и молятся — успеют или не успеют. Что потом? Ждать — других вариантов просто нет, — когда заново о чем-то договорятся. Когда и как, никто не знает, все зависит только от нашего депозитария, как они оперативно проведут работу и все предоставят. Можно было бы подготовиться заранее ко всему этому давным-давно, разделить активы, которые шли по пути Euroclear и Clearstream, почему это не сделали до сих пор — не знаю, может быть, и сделали. Тем не менее сейчас все ждут ответа от НРД, что он скажет дальше.
ЕС внес НРД в санкционные списки в начале июня. Вечером 22 декабря стало известно, что власти Бельгии, в чьей юрисдикции зарегистрирован депозитарий Euroclear, выдали лицензию на разблокировку активов, замороженных из-за санкций против российского НРД. Днем ранее Минфин Люксембурга (здесь зарегистрирован Clearstream) принял аналогичное решение.