Помогают или мешают зерновому рынку России иностранные трейдеры?
Лента новостей
В документальном фильме «Зерно» Андрея Кондрашова рассказывается о структуре зернового рынка России и приводятся заявления губернаторов Ставропольского, Краснодарского краев и Ростовской области о необходимости ограничить деятельность иностранных зернотрейдеров. Какова их роль на внутреннем рынке?
Главы зерновых регионов заявили, что иностранные компании вывозят зерно из России по «теневым звеньям цепи». Губернаторы крупнейших регионов — производителей зерна направили Владимиру Путину письмо и попросили ограничить участие зарубежных игроков в экспорте, пишет РБК. По словам глав Краснодарского края, Ставропольской и Ростовской областей, это вредит рынку. Об этом рассказывается в новом документальном фильме «Зерно» Андрея Кондрашова на «России 1».
В фильме говорится, что из-за иностранных компаний, которые вывозят зерно из России «по теневым звеньям» цепи, экспортная цена снижается, а аграрии и бюджет несут финансовые потери. Как утверждает автор фильма, зарубежных предприятий на зерновом рынке России много, а после введения западных санкций их стало еще больше. Приводится пример. На берегу Дона в Ростове-на-Дону из 12 зерновых терминалов пять принадлежат иностранцам. Андрей Кондрашов предлагает для наглядности перенести текущую ситуацию на зерновом рынке на газовый рынок. Тогда иностранные компании приезжали бы на газовые месторождения, покупали газ прямо из скважины и возили в баллонах по всему миру, торгуя без контрактов. Вот, как ситуацию комментирует в фильме губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров:
Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский говорит, что на самом деле главная цель фильма — обличить рейдовую перевалку в Керченском заливе. Есть два варианта логистики. Первый. От производителя зерно везут на поездах или автотранспортом в зерновой терминал в порту, где его нужно перегрузить на крупнотоннажные суда. Этот процесс и называют перевалкой. Второй вариант. От производителя зерно везут на малотоннажных судах до Керченского залива. И там, не заходя в порт, в открытом море суда становятся на якорь, чтобы сделать ту же перевалку, только рейдовую. С малотоннажных судов на крупнотоннажные. Никакого иностранного засилья в рейдовых перевалках нет, они работают на благо рынка, объясняет президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский:
Аркадий Злочевский президент Российского зернового союза «Все это в интересах инфраструктурных операторов, которые обслуживают крупнотоннажные отгрузки. Это новороссийский комбинат хлебопродуктов, находится в руках государства и управляется «Объединенной зерновой компанией». А Новороссийский зерновой терминал находится в группе ВТБ. Рейд существует по одной-единственной причине: там никаких теневых операций невозможно в принципе совершать, там можно только экономить деньги. В Новороссийске ставки доходили аж до 37 долларов за тонну перевалки, а у мелкотоннажных отгрузок комплексная ставка могла доходить в историческом разрезе до 12 долларов за тонну. Вот эта разница обеспечивает рейдовую перевалку. Всего лишь конкуренция».
Если рейдовую перевалку закроют, это не повысит закупочные цены, как утверждается в фильме. На рынке останется только госмонополия, ставки на перевалку вырастут, а значит, закупочная цена снизится, из-за чего пострадают производители. Это уже не первая попытка ограничить рейдовую перевалку. Например, в прошлом году Госдума рассматривала соответствующий законопроект. Участники рынка были против. Государственная объединенная зерновая компания и несколько других игроков — за. Директор одной из компаний, который пожелал остаться анонимным, в интервью Business FM сказал, что государство уже давно хочет получить возможность диктовать участникам отрасли свои цены. Сейчас это невозможно, так как на рынке много игроков, в том числе зарубежных. Продолжит замруководителя компании «Русское зерно» Анастасия Барышникова:
Анастасия Барышникова замруководителя компании «Русское зерно» «Любое ограничение экспорта зерна приведет только к снижению внутренней цены на зерно, у производителей не будет маневра, не будет выбора, кому продавать и по какой цене. При такой ситуации их могут прижать по ценам до такой степени, что даже они себестоимость свою окупать не будут. Таким образом, я не вижу смысла кого-то ограничивать, какие-то доли, проценты».
Губернаторы зерновых регионов в письме к Владимиру Путину предложили, чтобы доля иностранцев в зерновых компаниях не превышала 20%. Источник РБК сообщил, что президент указал в целом поддержать инициативу. При этом в таком случае главное, что потеряют зарубежные компании, это не экспортные потоки российского зерна, а другие активы, говорят эксперты. Один из игроков, например, лишится крахмало-паточного комбината, где в том числе делают сиропы для производства «сникерсов» и «марсов».