Алексей Миллер назвал главным итогом своего визита в Стамбул газовый хаб
Лента новостей
Его хотят построить в Турции. Газ по трубопроводной системе будет поступать в третьи страны, заинтересованные в его поставках
«Газпром» и Турция обсудили перспективы создания газового хаба. Глава корпорации Алексей Миллер назвал это главным итогом своего визита в Турцию.
Миллер встретился в Стамбуле с президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом и министром энергетики страны Бератом Албайраком. Стороны обсудили поставки российского газа турецким потребителям и перспективы создания газового хаба.
С идеей создания турецского хаба, через который российский газ будет поступать в третьи страны, ранее выступил Владимир Путин. Предполагается, что в Турцию можно будет перенаправить объемы, которые раньше шли через «Северный поток».
О перспективах проекта рассуждает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:
Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Принципиальная договоренность была достигнута на уровне президентов, соответственно компаниям уровня «Газпрома» нужно согласовывать уже всю конкретику. Это очень важно, потому что мы до сих пор не понимаем, какая идея у этого хаба, в чем суть его будет заключаться: это будут просто какие-то дополнительные транзитные нитки через Турцию или, что наиболее вероятно, из Турции будет создана точка сдачи/приемки газа для европейских потребителей. В Турцию будут приходить дополнительные объемы газа из России, по всей видимости, целесообразно было бы как минимум для Турции завести туда и дополнительные объемы от других поставщиков — и Азербайджана, может быть, Ирана, — чтобы туда приходило сразу несколько компаний — продавцов газа. Там же будут газ приобретать европейские покупатели, потребители и уже сами доставлять самостоятельно до своих рынков. Как это все будет реализовано, сколько, например, объемов в этот хаб будет поставляться из России, [пока непонятно]. Логично было бы построить, если мы что-то собрались строить, еще одну очередь южного коридора через Россию, то есть от Ямала до Анапы, так, как это было придумано еще к «Южному потоку». К «Южному потоку» должно было быть две очереди, соответственно к Анапе выходило бы 63 млрд кубов. К моменту, когда Болгария отказалась от «Южного потока», была построена только одна нитка, вот ее и оставили — 31,5 млрд кубов, и это стало «Турецким потоком». Пойдет ли речь о том, чтобы вернуть объемы того, что было для «Южного потока», и еще 31 млрд кубов построить до Турции или меньше или больше, — эту всю конкретику «Газпром» и должен обсуждать. Плюс структуру по хранению, возможно, газа, договариваются сделать в Турции. Насколько это возможно, сейчас не совсем понятно, на каких условиях, кто этим будет заниматься, будет ли там биржа для продажи газа или поставки пойдут по долгосрочным контрактам, самое главное — кто будет договариваться с европейцами об этом. Сейчас пока мы ведем в двустороннем формате общение Россия — Турция, но мы же не Турции собираемся продавать этот газ, а европейцам, и они тоже на определенной стадии должны подключиться к этой беседе. Они-то готовы брать этот газ или нет, чтобы не вышло так, что мы сделаем миллиардные инвестиции, а никто за этим газом не придет».
Вопрос создания турецкого газового хаба президенты России и Турции обсудили в середине октября в рамках саммита Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, который прошел в Астане.