16+
Вторник, 19 ноября 2024
  • BRENT $ 72.85 / ₽ 7281
  • RTS843.45
12 декабря 2022, 08:00 Недвижимость

Сельский туризм: стандартная модель

Лента новостей

За самую капиталоемкую часть развития внутреннего туризма — строительство и реконструкцию отелей и подведение обеспечивающей инфраструктуры — отвечает ведомственная связка Минстроя и корпорации «Туризм.РФ». Однако слова и дела Минэкономразвития, к которому перешли функции Ростуризма, тоже порой являются для игроков рынка недвижимости определяющими

Фото: Сергей Карпухин/ТАСС

Минэкономразвития официально объявило о создании двух департаментов, которые будут заниматься сферой туризма. В задачи департамента реализации проектов в сфере туристской деятельности, который возглавил Сослан Абисалов (до этого почти два года руководивший развитием Арктической зоны в Минвостокразвития), войдет «выработка и реализация государственной политики и нормативно-правового регулирования, координация деятельности по реализации приоритетных направлений госрегулирования туристской деятельности и осуществление госнадзора за деятельностью туроператоров».

Департамент развития туризма под руководством Татьяны Шаршавицкой (которая, в частности, долгое время занимала должность зампредседателя комитета по туризму Москвы) займется «развитием туристического потенциала страны посредством создания условий для устойчивого роста отрасли, поддержания положительного имиджа и комплексного продвижения турпродуктов на российском и международном рынках».

«Возвращаясь к теме распределения зон ответственности в госорганах, можно добавить, что львиная доля задач нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» останется там же, где и была, — в Минстрое и корпорации «Туризм.РФ». С 1 января 2022 года данная связка отвечает за самую капиталоемкую часть — строительство и реконструкцию отелей, а также подведение обеспечивающей инфраструктуры. Координацией работы Минэка и Минстроя в части туризма занимается вице-премьер Дмитрий Чернышенко», — подчеркивает портал tourdom.ru.

Впрочем, все это вовсе не означает, что игроки рынка недвижимости должны ловить каждое «туристическое» слово Минстроя и при этом вообще не обращать внимания на то, что говорит и делает Минэкономразвития. Вот, например, глава ведомства Максим Решетников во время рабочей поездки в Мьянму отметил, что туристическую повестку надо активнее интегрировать в повестку внешнеэкономическую. В частности, раз в России по объективным климатическим причинам нет зимнего пляжного отдыха, то почему бы отечественным отельерам не начать освоение зарубежных рынков (по словам Максима Решетникова, они готовы инвестировать в проекты в других странах), а российским туркомпаниям потом не предлагать туры в гостиницы, построенные с российским инвестиционно-девелоперским участием.

Чуть раньше глава Минэкономразвития заявил, что льготные кредиты на строительство отелей (тут речь, конечно, идет только о строительстве на территории России) могут стать доступными для владельцев и застройщиков небольших гостиниц.

Ведомство готово пересмотреть критерии поддержки предпринимателей в сфере туризма с учетом региональных особенностей, что поможет ускорить открытие новых мест размещения.

Сергей Карпухин/ТАСС

«В частности, в субъектах может быть снижен коэффициент включения в программы господдержки в части номерного фонда. Речь идет в том числе о льготном кредитовании туротрасли, утвержденном постановлением правительства № 141 от 9 февраля 2021 года как часть нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Согласно документу, предприниматели могут получить заем по сниженной ставке 3-5% на строительство или реконструкцию гостиниц на 120 и более номеров или площадью от 5 тысяч квадратных метров. С такими условиями воспользоваться льготным кредитом может крайне малая часть отельеров, на что предприниматели обратили внимание руководителя Ростуризма Зарины Догузовой еще в марте 2021 года, то есть до запуска нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства», — пишет tourdom.ru.

Но это все пока слова, скажете вы. Что ж, есть и дела: 30 ноября «Российская газета» опубликовала приказ Минэкономразвития, который весьма подробно определяет требования к условиям размещения туристов в сельской местности. Напомним, что в начале июля 2021 года президент России Владимир Путин подписал закон о сельском туризме, нормы которого распространяются на туристские объекты в сельской местности и малых городах численностью до 30 тысяч жителей. «Теперь в России вводится понятие «сельский туризм», аграрии смогут оказывать услуги по размещению туристов, организации экскурсий и других видов отдыха, туристы в свою очередь смогут получить комфортный и познавательный отдых на природе, познакомиться с историко-культурным наследием и народными промыслами. Ну и все вместе они, как считается, простимулируют развитие сельских территорий», — писал тогда BFM.ru.

Фото: Сергей Карпухин/ТАСС

Из приказа МЭР, в частности, следует, что фермер, решивший принимать туристов, должен оформить по всем правилам вывеску и позаботиться об освещении входа. Туалет можно строить на прилегающем к гостевому дому участке, но внутри обязательно должно быть искусственное освещение. В уличном санузле допускается отсутствие горячей воды, но в самом доме она непременно должна быть, как и отопление. Согласно установленным нормативам, поселить одного туриста можно минимум на шести квадратных метрах, и так далее.

По мнению экспертов Минэкономразвития, документ, который должен вступить в силу 1 марта 2023 года, наведет порядок в сфере сельского туризма. Потому что сейчас фермерский гостевой дом — это то, что сам фермер подразумевает под этим определением, и возможность столь широкой трактовки иногда оборачивается… ну, сами понимаете.

Применить к сельским домом «звездную» отельную систему невозможно, поэтому пришлось создавать специальный свод правил, призванных научить фермеров хотя бы азам науки гостеприимства. Никаких драконовских требований профессионалы отельного бизнеса в этих правилах не нашли и потому называют их необременительными для тех, кто всерьез решил сделать сельский туризм своим бизнесом.

Сергей Карпухин/ТАСС

Вообще, согласно данным исследования «Текущее состояние сельского туризма в России. Выявление проблем и перспектив развития», которое Агентство развития сельских инициатив (АРСИ) проводило в 2019 году, уже тогда до 22% внутренних туристов потребляли туристические услуги на сельских территориях. Сейчас показатель наверняка больше, причем заметно. У АРСИ уже есть свои рекомендации по организации гостевых домов, а то, что теперь такие документы разрабатываются на федеральном уровне, гарантирует появление на селе турпродукта нового качества, привлечет больше гостей и сделает развитие сельских территорий устойчивым, говорят эксперты, с которыми побеседовал BFM.ru. Хотя, по их мнению, в предложенных стандартах есть, конечно, что поправить и над чем подумать.

Эвелина Ишметова, директор по развитию компании Key Capital

«Поскольку сельский туризм до недавнего времени вообще не был прописан в законодательстве, соответственно, контролировать его с точки зрения стандартизации и требований качества было невозможно. Это влекло за собой отсутствие понимания, насколько качественный продукт предлагается потребителю, что в свою очередь влияло на все направление: негативные отзывы в разы превышали положительные, а это в итоге приводило к оттоку потребителей, которые отдавали предпочтение привычным видам туризма. Имея законодательную базу с обозначением классификаторов и закреплением четкого понятия, что такое сельский туризм, можно выдавать гранты, обеспечивать различные формы поддержки, обозначать законотворческие инициативы, позволяющие этому сегменту быстрее развиваться. Уже сейчас в России проходит множество мероприятий по поддержке отрасли. В частности, недавно Ассоциация туроператоров России (АТОР) провела на Красной Поляне трехдневный воркшоп, в рамках которого власти разных регионов, отельеры, представители, если так можно сказать, туристических достопримечательностей и турагентства пытались выстроить дорожную карту взаимодействия друг с другом. Подобные мероприятия крайне важны с учетом того, что сельский туризм, о котором у нас сейчас идет речь, — это не про индивидуальное развитие по принципу «каждый сам за себя», это необходимо делать с поддержкой местных властей».

***

Антон Айсин, руководитель аналитического отдела компании Citymakers

«В Европе сельский туризм является одним из существенных элементов экономики деревень, да и в России он стал существенной частью турпродукта некоторых регионов. В рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» в нашей стране взят курс на стандартизацию турпродукта. До своего расформирования Ростуризм успел разработать программу, по которой должна быть сформирована система из 81 ГОСТа. Теперь правопреемник Ростуризма Минэкономразвития продолжает работу в этом направлении. Разумеется, любые стандарты — это дополнительные расходы для собственников бизнеса: то, на что раньше можно было закрыть глаза, теперь грозит штрафом. Но опубликованный приказ содержит в целом элементарные вещи, которые уже есть в санитарных правилах и нормах в части требований к жилым помещениям и в законе «О защите прав потребителей» в части информирования о характере предоставляемой услуги. Приказ скорее обобщает существующие требования, выполнения которых и так ожидают гости, но которые сейчас могут игнорироваться недобросовестными операторами. К слову, по заказу АСИ мы разработали стандарт функциональной организации природных территорий с каталогом сервисов. Наша задача состояла не во введении дополнительных ограничений, а в предложении моделей, которые обеспечивали бы экономическое развитие с минимальным воздействием на природу, и особое внимание было уделено расположению средств размещения. На усмотрение местных предпринимателей мы оставили разные варианты, но в целом ближе к ценным природным объектам предложено размещать некапитальные строения, а капитальные можно располагать на сопредельных территориях. Стандарт всегда дает бизнесу набор понятных «развилок», на основе которого можно заниматься бизнес-планированием. Мы считаем это очень важным условием: ведь стандарты должны не ограничивать, а упорядочивать ведение бизнеса».

***

Дарья Коваленко, руководитель проектов бюро Atlas

«Ввод требований к сельским средствам размещения — новый важный шаг в развитии сельского туризма (после ввода понятия «сельский туризм» в принципе и послаблений, разрешающих строительство дома фермера на землях сельхозназначения и использования его для размещения туристов). Требования минимальные, касаются базовых потребностей посетителей, но не регламентируется внешний облик, качество средств размещения, особенности организации гостевых домов на селе. Минусы у этого следующие: непонятно, как управлять ожиданиями туриста, формировать статистику по заполняемости, оценивать эффекты для дальнейшего повышения качества, в принципе определить критерии качества. Активно обсуждаемый ввод классификации гостевых домов, на наш взгляд, лишь создаст ограничения для сельских предпринимателей, будет способствовать росту теневого бизнеса. Сельский туризм — это больше про уникальный опыт, про погружение в среду, турист едет не за комфортабельными номерами. Поэтому куда важнее помогать предпринимателям находить решения для создания своего уникального облика гостевого дома, учить, как сохранять аутентичность, какие сервисы и услуги предлагать туристам для их максимальной заинтересованности. В этом может помочь разработка единого руководства (стандарта) с набором рекомендаций и готовых идей, центры поддержки и обучения из экспертов в области развития сельского туризма. Нужно формировать системный подход к повышению качества туристского продукта, подумать о пространственной и социокультурной модели сельхозобъекта как нового формата туристической точки притяжения».

***

Юлия Тряскина, руководитель и партнер компании UNK interiors

«Агротуризм и фермерские отели интересны жителям больших городов. Но отели мы выбираем преимущественно для отдыха, поэтому здесь туристы ожидают получить привычный уровень комфорта. Отсутствием сегодня в большинстве сельских гостевых домов отельного уровня сервиса можно отчасти объяснить то, что в нашей стране этот вид туризма сильно уступает по популярности пляжному. Новые стандарты помогают путешественникам получить регламентированный уровень комфорта. Это полезная инструкция и напоминание предпринимателям о том, какие базовые правила стоит соблюдать. Также это своеобразная альтернатива всем нормативным документам, которые используют проектировщики, архитекторы, строители, но в которых было бы сложно разобраться владельцам гостевых домов, а в приказе в удобном формате указаны основные принципы. Локальный сельско-туристический бизнес открывает для фермеров новые источники дохода, но для того чтобы завоевать популярность и любовь гостей, важно сделать свой дом по-настоящему удобным для жизни, чтобы гости приезжали не только на выходные, но и на более долгий срок. И здесь стоит вспомнить про эргономику пространства. В приказе на каждого постояльца определен минимум площади для проживания — шесть квадратных метров; исходя из своего опыта, могу сказать, что по-настоящему комфортный номер — это не менее 25 квадратов. Важен не только эстетический комфорт, хотя в сегодняшнем мире социальных сетей многие подбирают себе место для отдыха в большей мере из соображений красоты. В хорошем номере должно быть место, чтобы разложить чемодан, удобные проходы, хороший матрас, розетки в нужных местах, достаточное освещение и так далее: все это в совокупности дает нам чувство заботы со стороны владельца гостиницы, ощущение, что наши пожелания были предугаданы. Вдумчивый подход к созданию гостевого дома позволит не только повысить его привлекательность, но и сократить расходы на его обслуживание».

***

Анастасия Калинина, главный специалист отдела развития туризма Кенозерского национального парка

«На территории Кенозерского национального парка сельский туризм развивается очень активно и динамично. Мы различными способами способствуем этому, стараемся оказывать поддержку местному населению в реализации его собственных идей. Наша команда отдела развития туризма разработала и создала проект «Школа сельского отельера», который получил финансовую поддержку губернаторского центра Архангельской области. В начале ноября 2022 года мы провели это мероприятие и получили невероятный отклик от домовладельцев, которые так нуждаются в информации об обустройстве гостевого дома, правовых и экономических нормах ведения сельского туризма, продвижении своих туристических услуг и интерьерной фотосъемке. Новые принятые стандарты содержания гостевого дома очень конкретны и понятны: мы ждали более серьезный и развернутый список, но все то, что там указано, является нормой для проживания людей. На нашей территории нет сельских гостевых домов, которые не соответствуют новым требованиям, поэтому не возникнет дополнительных крупных физических и финансовых затрат. Но здесь встает вопрос об отдыхе в лесной глуши, где нет электричества: не каждый владелец гостевого дома сможет позволить себе покупку и содержание генератора. Работая в туризме, мы сталкиваемся с разными гостями: кому-то важны метры, кому-то это все равно. Если человек приезжает в уютный, чистый дом, где его с улыбкой и заботой принимают хозяева, то абсолютно не важно, шесть там квадратных метров на человека или четыре с половиной. Многие приезжают наслаждаться природой, проводить время на свежем воздухе, гулять, посещать экскурсии и мастер-классы, а дом нужен только для отдыха и сна. Тем не менее мы всегда стараемся для гостя подготовить не койко-место, а безопасное место, где ему будет спокойно, тепло и радостно. Сельский туризм — невероятно перспективное направление. Сейчас для всех нас очень важны общение и индивидуальный подход, которые домовладельцы готовы обеспечить в полной мере, важны тишина и отдых вдали от городской суеты. Естественно, растет спрос не на гостиницы-«человейники», а на маленькие домики в лесу».

Агрокультурный туристический комплекс «Богдарня», расположенный в 120 километрах от Москвы во Владимирской области, где Джон Кописки воссоздал образ русской деревни, открыв гостевой дом, сыроварню, колхозный клуб, сауну с купелью и зоопарк с домашними животными (в гостевом доме комфортные номера для постояльцев в русском стиле, при этом есть функционирующая ферма, где можно выполнить посильные работы).

Реконструированные деревенские дома в Плесе с удобной инфраструктурой для того, чтобы провести там не только выходные, но и более длительное время: абсолютно аутентичное место, ничем не напоминающее сетевой отель, но дома комфортны для пребывания, сделаны очень качественно, в отдельном доме есть столовая, баня и даже сеновал, где при желании можно заночевать.

Авторские предложения деревень Золотого кольца — с размещением на сеновале, купанием в бочке и ужином с «беленькой» под аккомпанемент балалайки. Удачные примеры давно уже не единичны.

А недавно в Сулейман-Стальском районе Дагестана началась реализация* первого в России мастер-плана сельской агломерации, который бюро Atlas разработало по инициативе администрации района и благотворительного фонда «Умуд». Стратегия территориального развития рассчитана на период до 2030 года и охватывает пять соседних сел общей площадью 2360 гектаров на юге республики. Уже сейчас идет строительство новой гостиницы, реконструкция круглогодичного санатория, благоустройство смотровой площадки. По мнению инициаторов и авторов мастер-плана, его реализация позволит в будущем обеспечить прирост населения на 13%, а появление культурных центров, фестивалей и экомаршрутов поможет создать стабильный туристический поток до 46 тысяч человек в год.

«Мы стали первопроходцами в вопросах мастер-планирования сельской территории, для которой не подходят решения, отработанные в городах. Необходимо было предложить идеи, отвечающие контексту, культурной специфике, менталитету, экономике. Разработанные документы — видение, стратегия благоустройства, архитектурный регламент с дизайн-кодом — дали возможность неравнодушным стейкхолдерам на местах претендовать на участие в федеральных программах, таких как «Комплексное развитие сельских территорий». Мастер-план сельской агломерации — основа для будущего конструктивного диалога между Минсельхозом, планировщиками и местными властями. Этот пример должен вдохновить сельские территории и в других регионах России обратить на себя внимание, тем более что проблема сохранения сел актуальна для страны в целом», — считает генеральный директор бюро Atlas Александра Сытникова.

* Есть в распоряжении Business FM

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию