Спецпосланник США по Ирану: США намерены сорвать поставки в Россию иранских вооружений
Лента новостей
Роберт Малли заявил об этом в рамках интервью Foreign Policy, обсуждая ситуацию с иранской ядерной сделкой. Он обвинил Иран в отсутствии стремления заключить ее. По его мнению, США могут изменить ситуацию, если помешают военному сотрудничеству Ирана с Россией
Обновлено в 15:30
США необходимо сорвать поставки иранского оружия в Россию, заявил спецпосланник американской администрации по Ирану Роберт Малли в интервью журналу Foreign Policy. Он отметил, что не понимает, почему Штаты должны концентрироваться на соглашении по иранской ядерной программе, договариваться с Ираном, если тот постоянно «возвращается за стол переговоров с неприемлемыми требованиями».
Так что дальнейший разговор о ядерной сделке — это шаг назад, считает дипломат. По словам Малли, прямо сейчас США могут изменить сложившуюся ситуацию, если смогут сдержать военное сотрудничество Ирана и России.
США, Украина и страны ЕС обвиняют Тегеран в поставках России военных дронов для использования их на Украине. Кремль эту информацию отрицает. Какие рычаги давления на иранские власти есть у США? Комментирует главный научный сотрудник ИМЭМО имени Примакова РАН Алексей Малашенко:
— На сегодняшний день для американцев эта сделка уже не так актуальна. У меня ощущение, что в США привыкли к Ирану такому, какой он есть. Для себя лично эту ядерную иранскую программу они всерьез не рассматривают. Кстати говоря, так же как и в Европе. Здесь, во-первых, это дело принципа — договорились, а иранцы не соблюдают. А во-вторых, это проблема отношений с Израилем, потому что в Израиле действительно боятся — я бы даже сказал, боялись последние месяцы. В Израиле не то чтобы успокоились, но не видят прямой непосредственной угрозы себе. Эта угроза остается, зависит от того, как будут идти дела в Иране: а мало ли кто может прийти к власти. У меня ощущение, что американцы и европейцы находятся в робком ожидании, но тем не менее ожидании каких-то перемен в Иране. Там действительно очень сильно заметно выросли силы, которые выступают против нынешнего режима. Это началось еще осенью, и шли разговоры, что это временно. Но это оказалось больше, чем эпизод. И есть ожидания, чем это все кончится. Никто не знает. Но ощущение, что режим ничем не поколебим, постепенно проходит. Это тот фон, на котором сейчас разбираются проблемы ядерной программы. При этом сами иранцы уступать не собираются. Во-первых, это дело принципа, во-вторых, они всегда пытались дожать Запад, а в-третьих, если они пойдут на уступки, то покажут слабость для своих внутренних противников. Что касается военной части, никаких окончательных решений пока нет, это, безусловно, раздражает западников, но какие будут приниматься решения, какой будет крен, очень трудно сказать. Как они будут делать этот крен? Я думаю, станет известно в самое ближайшее время. В принципе без перемен в самом Иране кардинально эти отношения меняться, конечно, не будут.
— Может быть, не конкретные рычаги, но на что именно могут больше всего давить Штаты?
— Я не знаю, потому что есть санкции, и Иран прекрасно к этим санкциям приспособился. Как еще можно давить? Провоцировать иранцев на ухудшение отношений с Саудовской Аравией? Это глупо и опасно. Получается, что России нужно учиться и брать пример с Ирана, как выживать в этих условиях.
Американский спецпредставитель Малли заявил о необходимости поддержать иранских протестующих. Сегодня базирующийся в Лондоне телеканал Iran International сообщил, что местные власти попросили Россию отправить им советников для помощи в подавлении протестов. Телеканал ссылается на файлы, полученные хакерами из группы Black Reward. Утверждается, что Тегеран готовится к тому, что демонстрации могут затянуться, и не уверен, хватит ли ему ресурсов — живой силы и техники.
Генеральный прокурор Ирана сегодня сообщил, что в стране упразднена полиция нравов, но судебная власть будет продолжать следить за выполнением норм поведения в обществе.
Как отметил чиновник, вопрос изменений требований к внешнему виду женщин, которые действуют почти 40 лет, обсуждают в парламенте и судебных органах. Что именно они могут изменить, он не уточнил.
Заявления генпрокурора о послаблениях изначально опубликовала AFP. И то, как подает это западная пресса, не совсем соответствует реальной обстановке в Иране, говорит востоковед, специалист по Ирану Каринэ Геворкян:
Каринэ Геворкян востоковед, специалист по Ирану «То, что касается так называемой полиции нравов и ее упразднения, то речь об этом зашла в первые же дни протестов, и завел ее спикер парламента Ирана господин Лариджани. И они этот вопрос дебатировали в открытую в самой стране, и в конце концов решение это было принято. Это означает, что оно консенсусное как минимум. Тем более что никаких, еще раз подчеркиваю, хиджабов в Иране не носят, носят платки, догадываюсь, что они сохранят определенный жесткий дресс-код только в определенных же зонах. Ну, точно так же, как в православных монастырях любезно предоставляют женщинам юбки при входе».
Масштабные протесты в Иране начались два с половиной месяца назад после гибели 22-летней Махсы Амини от рук полиции нравов. Ее подозревали в неверном ношении хиджаба. Накануне власти официально признали гибель 200 граждан во время демонстраций. Организация «Правозащитники в Иране» утверждают, что жертвами беспорядков и их жесткого подавления стали 460 человек.