ЕС подтвердил согласование потолка цен на российскую нефть
Лента новостей
Страны — члены ЕС сошлись на цене в 60 долларов за баррель, пишут СМИ. Какой может быть реакция России с учетом того, что такая цена в целом соответствует текущей цене на российскую нефть?
Обновлено в 21:35
Потолок на российскую нефть составит 60 долларов за баррель. Европа официально подтвердила решение по его введению. Как сообщают источники сразу ряда западных СМИ, уровень планируется пересматривать раз в два месяца с ограничением в минус 5% от рыночной цены.
60 долларов за баррель — последняя и наиболее авторитетная оценка вероятного уровня будущего ценового потолка на российскую нефть. Цифру почти одновременно называют Bloomberg, Reuters и Euronews — со ссылкой на «осведомленных людей», «документ» и «дипломатов» соответственно. Сообщается, что Евросоюз «приближается» к сделке, но со стороны Польши сохраняется диссонанс — по разным источникам, Варшава требует либо дополнительного снижения, либо присоединения к мерам дополнительных санкций. Также говорится о механизме ревизии потолка, вероятно, раз в два месяца, предположительно, с лимитом на уровне 95% от средней рыночной цены Urals. Как указывает Bloomberg, на балтийских терминалах российская марка на этой неделе торгуется в районе 45-50 долларов за баррель. Если прогнозы верны, как на 60-долларовый потолок отреагирует Россия? Комментирует проректор Финансового университета, доктор экономических наук Алексей Зубец:
Алексей Зубец проректор Финансового университета, доктор экономических наук «Поставки нефти Urals с российской нефтью на сегодняшний день уже находятся под потолком. Уже сейчас Россия могла бы спокойно предлагать нефть по тем ценам, которые уже сложились на рынке и, соответственно, делать вид, что потолка не существует. Если мы говорим о балансировании российского бюджета, то Минфин заявил о том, что предел, который необходим России для того, чтобы наполнять бюджет, — это порядка 60 долларов за баррель. Примерно таким и установлен потолок, по той информации, которая сейчас ходит по СМИ. Как-то так странно совпало, что они установили ровно тот предел, который соответствует интересам российского бюджета. Если нефть подорожает, а потолок опустится, здесь возникнут проблемы, и не все международные трейдеры будут готовы торговать российской нефтью. И тогда придется искать каких-то других трейдеров, другие танкеры, других страховщиков, которые сумели бы организовать эти поставки. Но пока в обозримой перспективе такой ситуации не предвидится. И потом наступает эра великого схематоза, когда все подряд начнут обходить эти санкции и на этом зарабатывать. Какие-нибудь там турки начнут завозить российскую нефть, выгружать у себя в портах, смешивать с поставками из других стран и зарабатывать на разнице между стоимостью российской нефти и стоимостью нефти в Европе».
Концепция ценового потолка была утверждена Евросоюзом в рамках восьмого пакета санкций в начале октября, после решений о присоединении к России новых территорий и объявления частичной мобилизации. Мера должна была стать де-факто смягчением эмбарго на российскую нефть, утвержденного в рамках июньского шестого санкционного пакета. Изначально предполагалось, что с 5 декабря Запад в принципе перестанет покупать российскую нефть и полностью запретит своему бизнесу ее страховать или транспортировать. Потолок, если его успеют согласовать до конца выходных, позволит европейским компаниям работать с российским топливом при продаже ниже потолка без учета стоимости фрахта. О подстройке к новым условиям рассуждает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:
Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности «Ключевой вопрос заключается в том, что восьмой пакет будет нацелен на перевозчиков. Европейские перевозчики, которые перевозят 45-50% российской нефти, — это существенные объемы. Вот они попадут под восьмой пакет. С точки зрения прохождения под потолком вопросов не будет. С точки зрения рынка, ОПЕК+, как известно, квоты сокращает, соответственно, Европа вынуждена будет в таких условиях перекупать нефть у той же Саудовской Аравии. Тот же Китай: там будет ниша освобождаться, соответственно, туда может прийти российская нефть. И в этом плане рынок у нас будет. Сложность будет возникать с самой логистикой, потому что одно дело, когда ты везешь нефть в Роттердам, а совершенно другое дело, когда ты эти объемы должен доставить в индийские порты, китайские порты. У тебя есть греческий судовладелец, и он под потолок влезет, но он раньше твою нефть возил, условно говоря, в Роттердам, а сейчас ты говоришь: слушай, а в Индию можешь отвезти? Он может отвезти, но это тоже потребует перенастройки. И вот здесь, конечно, технически мы определенные объемы потерять можем — 700-800 тысяч баррелей в сутки. Скорее даже на этих технических сложностях, связанных с невозможностью обеспечить нужный объем танкерного флота».
Если Россия будет продавать нефть по цене потолка, станет ли это проблемой для федерального бюджета? Мнение главного экономиста ПФ «Капитал» Евгения Надоршина:
Евгений Надоршин главный экономист ПФ «Капитал» «В моем понимании гораздо больше, чем этот потолок, возможная рецессия в мире может определить для российского бюджета, гораздо больше, потому что, в отличие от потолка, рецессия — явление, которое обойти будет нельзя. И если рыночная цена на Urals будет около 40 долларов за баррель, то, как ни крути, а больше не выбьешь. Что касательно бюджета, даже если предположить ситуацию, при которой вместо заложенных сейчас 70 долларов в бюджет с копейками, может быть, на 2023 год, продавать придется по 60, конечно, для федерального бюджета это не катастрофа. Да, это может быть скорректировано удешевлением курса рубля, все этого ждут, таких прогнозов, предусматривающих дорогой рубль на следующий год, я не видел, все ждут его более дешевым, кто-то посмелее, кто-то менее смелый, 70+ сейчас заложено фактически везде. Ну, будет не 70, а 75-80, может быть, в этих условиях цена на нефть в 60 долларов за баррель даст в бюджет приблизительно тот же доход, который получил бы бюджет при прочих равных от заложенных сейчас текущих цен. Поэтому непринципиально в моем понимании, тема удешевления рубля, которая ожидает рынок, вполне может быть скорректирована. Понятно, это несколько больше, чем заложено в бюджет, но это нормально, если рубль будет несколько дешевле, чем сейчас заложено в том бюджете, который принят».
С тем, что нефть по 60 долларов за баррель не станет большой проблемой для российского бюджета, согласен советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие инвестиции» Сергей Хестанов:
Сергей Хестанов советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие инвестиции» «Обсуждаемая предельная цена на российскую нефть достаточно близка к рыночной цене с учетом тех существенных дисконтов, которые в настоящее время существуют. Поэтому если предположить, что это ограничение не вызовет каких-то ответных мер со стороны РФ, то с точки зрения бюджета мы практически ничего не заметим, поэтому именно с точки зрения бюджета это вряд ли вызовет какие-то проблемы. Гораздо более серьезным вызовом является возможный отказ от покупки российской нефти и нефтепродуктов со стороны ЕС, и главная опасность здесь заключается в том, что вся логистика поставок нефти в основном ориентирована на экспорт в европейском направлении. Хотя последние годы развивалось и азиатское, но исторически с 60-х годов XX века европейское направление является более отработанным, и наибольшие трудности для российского экспорта представляет не только и не столько введение предельной цены, сколько логистические трудности в случае, если Европа реализует свою идею об отказе покупать российскую нефть».
Пока нефтяной рынок будет привыкать к новым условиям, рынок нефтепродуктов будет к ним готовиться. Его должны затронуть те же меры шестого и восьмого пакетов санкций, то есть полное эмбарго и исключения для торговли под ценовым потолком, но чуть позже, с 5 февраля. Дискуссии о предельных ценах на российский дизель или бензин на Западе, если и начались, то вне публичного пространства. Ранее Bloomberg писало, что Евросоюз «подсел» на дизельное топливо из России, однако его может быть проще заменить. Например, на индийский дизель, произведенный из закупленной со скидкой российской нефти.