Суд счел доказанным наличие преступного сообщества в деле братьев Магомедовых
Лента новостей
Сам глава группы «Сумма» миллиардер Зиявудин Магомедов и его брат, экс-сенатор Магомед Магомедов, наличие преступной организации отрицали, равно как и хищение более 11 млрд рублей при строительстве различных объектов
Мещанский суд Москвы приступил к оглашению приговора главе группы «Сумма» миллиардеру Зиявудину Магомедову, а также его старшему брату, экс-сенатору Магомеду Магомедову, и четырем предполагаемым соучастникам. Их обвиняют в хищениях на сумму более 11 млрд рублей. В первый день стало ясно, что суд счел доказанной вину пятерых из шести подсудимых по главному пункту обвинения — в организации преступного сообщества и участии в нем (статья 210 УК РФ). Не исключено, что в связи с большим объемом дела чтение приговора может растянуться на несколько дней.
Еще с утра у здания суда стали собираться съемочные группы и многочисленные журналисты. Однако назначенное на 11 утра чтение приговора стартовало с двухчасовым опозданием. Все это время многочисленные друзья и родственники подсудимых толпились на третьем этаже в коридоре, где вскоре стало нечем дышать. Из-за наплыва репортеров на девятом этаже здания организовали телетрансляции. Доставленные под конвоем фигуранты выглядели сосредоточенными. Серьезную обстановку разрядила своим вопросом одна из репортеров.
Великолепное самочувствие
«Что вы думаете о том, что вам уже дали больше 20 лет?», — огорошила она вопросом подсудимых, видимо, имея в виду сроки, запрошенные для них ранее прокурорами. «Терминологию вначале выучите!» — ответил ей адвокат Зиявудина Магомедова Александр Гофштейн.
Тогда журналистка спросила: «Как вы себя чувствуете в СИЗО?». «Великолепно», — с готовностью ответил главный фигурант, уже четыре года находящийся под стражей. За время, проведенное в «Лефортово», Зиявудин Магомедов заметно постарел.
До последнего оставалось интригой, будет ли судья оглашать приговор полностью или озвучит вводную и резолютивные части судебного акта. Это допускается по делам экономической направленности, а также когда процесс проходит в закрытом режиме. Часть разбирательства по делу прошла как раз в закрытом режиме по ходатайству гособвинителей, которые сослались на угрозы, якобы поступавшие в адрес досудебщика Тимура Бутова (заместитель гендиректора Объединенной зерновой компании (ОЗК), осужденный Пресненским судом Москвы в 2021 году на семь лет лишения свободы условно).
Однако когда судья Олеся Менделева и двое ее коллег появились в зале (дело слушалось с участием тройки профессиональных судей), стало ясно, что скорой развязки не стоит ждать и чтение приговора может растянуться на несколько дней. Судья, известная участием по делу в отношении режиссера Кирилла Серебренникова, сочла доказанной вину пяти из шести подсудимых по главному пункту обвинения — «организация и участие в преступном сообществе» (статья 210 УК РФ). Только за это преступление им грозит до 20 лет колонии.
«Суд установил: Зиявудин Магомедов, Магомед Магомедов совершили организацию и руководство преступным сообществом, а Артур Максидов, Сергей Поляков и Роман Грибанов — участие в преступном сообществе с целью систематических хищений денежных средств в особо крупном размере из федерального и региональных бюджетов Российской Федерации, а также [средств] у коммерческих организаций, выделяемых по государственным контрактам и договорам», — сказала она.
Шестому подсудимому — гендиректору предприятия «Энергия-М» Юрию Петрову — участие в преступном сообществе не вменялось. Ему инкриминируется всего один эпизод мошенничества.
Куски из обвинительного заключения
Большая часть довольно красочных формулировок была взята судом из обвинительного заключения. Так, в нем говорилось, что братья Магомедовы создали преступное сообщество «попирая ценность общественной морали в целях незаконного обогащения и стремясь к неограниченному росту своего материального благосостояния из корыстно-низменных побуждений». Преступную организацию они создали с использованием ресурсов подконтрольных и аффилированных ими компаний, которые осуществляли свою деятельность в течение 2007–2010 годах в различных отраслях экономики (преимущественно в строительстве, электроэнергетике, в сельском хозяйстве, транспорте и других) и входили в холдинг «Сумма». При этом участники «тщательно конспирировали противоправную деятельность под видом законной экономической».
В приговоре говорилось, что брат главы группы «Сумма» Магомед Магомедов «разделял корыстно-низменные устремления и антиобщественные взгляды брата, пренебрегая верховенством закона в угоду личному материальному обогащению». Также отмечалось, что в преступном сообществе была «жестко выстроенная вертикаль», а сама преступная организация имела четыре преступных подразделения.
Помимо организации преступного сообщества, фигурантам также вменяются хищения, совершенные путем мошенничества в особо крупном размере (часть 4 статьи 159 УК) и особо крупная растрата (часть 4 статьи 160 УК). Всего им инкриминируется девять преступных эпизодов, а ущерб МВД оценило на сумму более 11 млрд рублей.
Основные эпизоды связаны с хищениями при строительстве стадиона «Арена Балтика» в Калининграде (возводился к чемпионату мира по футболу 2018 года) при строительстве аэропорта «Храброво» в Калининграде, автомобильной дороги «Чуйский тракт», при намыве участка в 16 гектаров у Крестовского острова в Санкт-Петербурге, а также с хищением у Федеральной сетевой компании при поставке оборудования и у Объединенной зерновой компании при организации перевалки зерна.
В ходе процесса, который длится с апреля 2021 года, подсудимые вину не признали. Их адвокаты утверждают, что никаких хищений не было, в деле Магомедовых отсутствуют состав и событие преступления. По их мнению, речь идет о сугубо предпринимательской деятельности и экономических отношениях хозяйствующих субъектов. Они просили суд оправдать подсудимых.
Философский подход
В свою очередь прокуратура сочла их вину доказанной. Она запросила для фигурантов сроки от восьми лет лишения свободы до 24 лет заключения со штрафами от 1 млн до 1,5 млн рублей. Наименьшее наказание гособвинитель Михаил Резниченко предложил назначить гендиректору предприятия «Энергия-М» Юрию Петрову. Начальника департамента экономической безопасности ОЗК Романа Грибанова он предложил осудить на 16 лет заключения, а бывшего главу компании «Интэкс» Артура Максидова и гендиректора Объединенной зерновой компании (ОЗК) Сергея Полякова отправить в колонию на 18 лет лишения свободы каждого. Магомеда Магомедова гособвинитель просил приговорить к 20 годам колонии, а Зиявудина Магомедова — к 24 годам заключения. По его мнению, Петров должен отбывать срок в колонии общего режима, а остальные фигуранты — в колониях строгого режима.
Подсудимые в последнем слове говорили о невиновности и вспоминали философские труды Фридриха Ницше, Мишеля Фуко, Жюля Ренара и Франца Кафки. При этом Зиявудин Магомедов выразил надежду, что «время все расставит на свои места».
Еще задолго до вынесения приговора, 27 мая 2022 года, Хамовнический суд Москвы изъял в доход государства 750 млн долларов — деньги, вырученные братьями Магомедовыми в 2018 году от продажи 50,1% акций Новороссийского морского торгового порта. Суд счел, что для приобретения акций порта использовались коррупционные доходы, которые Магомед Магомедов получил, являясь в 2002–2009 годах членом Совета Федерации от Смоленской области. Это решение устояло в апелляции.
Оглашение приговора продолжится 25 ноября в 10 утра.