ГД приняла закон о запрете пропаганды ЛГБТ, педофилии и смены пола
Лента новостей
Документ затронет книги, СМИ, фильмы, рекламу, интернет и аудиовизуальные сервисы. Отдельно вводится механизм по ограничению доступа детей к прослушиванию или просмотру ЛГБТ-информации на платных сервисах
Госдума в третьем, окончательном, чтении приняла закон о запрете пропаганды ЛГБТ, педофилии и смены пола. Документ еще до его принятия вызывал много вопросов и споров в сферах, которые он непосредственно затрагивает. Изменения коснутся книг, СМИ, фильмов, рекламы, интернета и аудиовизуальных сервисов.
Согласно документу, запрещается пропаганда нетрадиционных отношений, педофилии и распространение информации об ЛГБТ в СМИ, интернете, рекламе, литературе и кино. К примеру, теперь нельзя выдавать прокатные удостоверения фильмам с материалами, пропагандирующими ЛГБТ и смену пола. Нельзя публиковать и рекламировать материалы, в которых есть пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений. Запрещается продажа товара, содержащего подобную информацию.
Появляются три административные статьи. Первая предполагает ответственность за пропаганду педофилии. Штраф для граждан — до 800 тысяч рублей, для организаций — до 10 млн рублей, а для иностранцев еще и депортация.
Вторая статья вводит ответственность за распространение среди несовершеннолетних описания или изображения нетрадиционных сексуальных отношений и предпочтений. Тут штраф для граждан — до 200 тысяч рублей, для организаций — до 4 млн рублей, для иностранцев — депортация.
Третьей статьей вводится запрет на любую пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений и предпочтений, а не только среди несовершеннолетних. Штрафы повышаются до 400 тысяч рублей для граждан, до 800 тысяч — для должностных лиц. Для организаций — до 5 млн рублей или приостановка деятельности до 90 суток.
Больше всего законопроект критиковали в российской книжной индустрии, которая сильно пострадает от новых ограничений. Согласно закону, в России будут запрещены к продаже любые информационные продукты, содержащие в себе пропаганду ЛГБТ-тем. Но четкого определения «гей-пропаганде» депутаты так и не дали.
Онлайн-ретейлеры вслед за книгоиздателями просили отложить введение этого закона из-за того, что бизнесу придется резко и кардинально расширить свои обязанности: нужна будет экспертиза всего объема товаров на предмет запрещенной информации. Это потребует огромных затрат со стороны отрасли.
Александр Хинштейн, один из авторов закона, председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи, так накануне комментировал размытость определения в документе:
Александр Хинштейн один из авторов закона, председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи
«Мы довольно подробно объяснили коллегам, как будет, на наш взгляд, работать эта норма. У коллег есть опасения, что контролирующие органы смогут читать новые требования слишком вольно, поэтому мы договорились о том, что в ближайшее время проведем еще одну встречу с участием всех заинтересованных ведомств: Роскомнадзора, Роспотребнадзора, Минкультуры, чтобы четко расставить все точки над i, при необходимости подготовить соответствующие письменные рекомендации этих ведомств, чтобы было понятно, как дальше осуществлять работу. Сегодня уже существуют ограничения на литературу, где есть пропаганда ЛГБТ, такая литература маркируется значком «18+», книжные магазины и сети, маркетплейсы просто у себя из продажи подобного рода литературу уберут. Что касается новых наименований, которые будут появляться, очевидно, что оценить подобного рода книги, для этого даже не требуется особых усилий, но есть возможность и получать соответствующие экспертные заключения».
Отдельно вводится механизм, ограничивающий доступ детей к прослушиванию или просмотру ЛГБТ-информации на платных сервисах: требуется вводить коды или совершать иные действия для подтверждения возраста пользователя. Доступ к любой ЛГБТ-информации запрещен для граждан младше 18 лет. Зачем нужен такой отдельный механизм, объясняет гендиректор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин:
Алексей Бырдин гендиректор ассоциации «Интернет-видео» «В пакете законов, который был принят в третьем чтении, разница в целом отражена. Для несовершеннолетних запрещена во всех средах, включая онлайн-кинотеатрах, даже демонстрация нетрадиционных отношений, а для всех запрещена пропаганда, то есть побуждение к, видимо, отказу от традиционных отношений в пользу нетрадиционных, вот в чем нюанс. В целом, дискуссия по тому, где пролегает эта грань между демонстрацией и пропагандой, шла все время, что обсуждалась сама эта инициатива, в целом инициаторы законопроекта и эксперты, которые в этом участвовали, пытались как раз максимально единообразно понять, в чем отличие. Отличие в том, что побуждение к каким-то действиям или к формированию каких-то установок — это и есть критерий и определяющий фактор для пропаганды».
По словам Хинштейна, владельцы страниц в соцсетях не будут нести ответственность за размещенные комментарии, например, с пропагандой ЛГБТ.