ФСБ утвердила новый список важных для нацбезопасности данных
Лента новостей
Они делятся на не содержащие гостайну военные и военно-производственные сведения. Полный перечень включает 60 пунктов
Обновлено в 11:12
ФСБ расширила перечень сведений, не относящихся к гостайне, которые в случае передачи их иностранным источникам, могут быть использованы против безопасности России. За распространение этих данных гражданин России может стать иностранным агентом.
Изначально этот список был утвержден в сентябре 2021 года и изложен на девяти страницах, в него входят данные, касающиеся практически всех аспектов оборонной сферы: от прогнозов военно-политической обстановки и данных о преступности в армии до финансовых проблем «Роскосмоса».
Сейчас в перечень добавили данные о маршрутах транспортировки и передвижения вооруженных сил, сотрудников Росгвардии и других силовых структур. Угрозой безопасности может стать еще и распространение информации о финансовом обеспечении войск, а также о преступлениях в армии и ее моральном состоянии.
Рискованным для россиян теперь может стать пост о том, куда направили их мобилизованных знакомых, поясняет адвокат, партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» Александр Забейда:
Александр Забейда адвокат, партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» «Если вы пишете, что его мобилизовали и отправили на линию фронта, это одна история, за это не будет ответственности. Если вы точно указываете точку, куда конкретно его отправили, риск уже выше. Если у вас не закрытый аккаунт, этой информацией могут делиться, ее репостить, риски тоже могут наступить, или если вы, например, от знакомого из военкомата узнали конкретную численность мобилизованных людей на конкретной территории и опубликовали об этом пост. Иностранные спецслужбы тоже очень внимательно следят за соцсетями, они собирают по соцсетям разрозненную информацию, ее обобщают и тоже могут делать выводы, прогнозы и так далее, такие посты им существенно упрощают в этом плане жизнь. То есть это не секретные сведения, которые можно отнести к государственной тайне, но вместе с тем страна большая, и мало того, что чьи только спутники не летают над головой, так еще и граждане могут существенно осложнить попытку сохранить в тайне маневры спецструктуры. Государство намекает, что если гражданин безответственно делится такой информацией, не ограничивая в соцсетях круг лиц, делая пост общедоступным, то для него могут наступить негативные последствия в виде предоставления ему статуса иностранного агента».
Если в суде будет доказано, что информацию собирали в интересах иностранного лица, россиянин может стать иноагентом. Чем объяснить такое наказание, комментирует адвокат коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Яков Гаджиев:
Яков Гаджиев адвокат коллегии адвокатов «Юков и партнеры» «По мнению государственных структур, четкая дифференциация источников информации: те, которым можно доверять, и те, которым нельзя доверять. Чтобы общество могло для себя определять надежность источника информации, он должен быть маркирован как иностранный агент, тогда подобное СМИ будет лишаться кредита доверия. Любое лицо, которое по заданию иностранных спецслужб либо в государстве собирает информацию на территории России, должно как минимум маркировать свою деятельность в качестве иноагента. Вопрос ставится о том, как именно будет доказываться то обстоятельство, что каким-то лицом получалось подобное задание. Если задание получено, наверное, этого пока еще мало, чтобы лицо несло ответственность, но если оно его начало выполнять, результатом выполнения является сбор информации и ее последующее предоставление, пересылка, направление. Критерий личности в данной ситуации имеет значение, не только самостоятельная публикация этой информации, но и передача иностранным СМИ, которые впоследствии воспользовались ею для публикации. В вопросе, каким образом будут давать оценку этим действиям, нужно будет отталкиваться от правоприменительной практики».
Год назад, когда ФСБ впервые опубликовала перечень сведений, которые могут представлять угрозу нацбезопасности, в службе заявляли, что это не накладывает ограничений на СМИ и активистов, которые делятся информацией для выражения гражданской позиции, из профессионального интереса или чувства долга.