Так введут в школах начальную военную подготовку или нет?
Лента новостей
Министр просвещения России Сергей Кравцов сообщил: курс НВП будет внеурочным, в учебный план дисциплина может быть включена только с согласия педагогического и родительского сообщества. Это расходится с более ранними заявлениями Минобороны. Как в школах понимают разъяснения Кравцова?
О том, что в школах может появиться НВП, в Минпросвещения заявили на прошлой неделе. Тогда Кравцов сказал: до 1 января курс готовится, затем — апробация.
В Минобороны рекомендовали выделить на курс не менее 140 часов в течение последних двух лет обучения в школе. В Минпросвете предложили изучать предмет как с пятого по девятый класс, так с десятого по 11-й по часу в неделю.
А теперь глава Минпросвета говорит, что этот курс будет внеурочным и, главное, — дисциплину включат только с согласия педагогического и родительского сообщества. Звучит неожиданно, даже не похоже на то, как зачастую в школы приходят разнарядки по разным нововведениям. Возможно, решение этого вопроса оставят на откуп так называемому совету школы, в который входят работники учебного заведения и инициативные родители. Директор московского Центра образования № 109 Евгений Ямбург рад таким разъяснениям:
Евгений Ямбург директор московского Центра образования № 109 «Хорошо хоть, не в учебные планы, потому что непонятно, за счет чего это все. Что касается дополнительно, тут же свободы больше, потому что те дети, которые тяготеют, будут поступать в высшие военные училища, они будут в этом участвовать. А те, кому это не нужно, они туда не пойдут, а пойдут на подготовку медицинскую, физико-математическую. Это очень правильная поправка министра, она сбивает вот эту обязаловку, от которой школы, наверное, уже взвыли».
С другой стороны, непонятно: если одни изъявят желание ходить на военную подготовку, а другие нет, как будут выделять преподавателя на этот предмет, когда будут проводить занятия, будут ли объединять желающих из разных классов? Если пускать этот вопрос на самотек, ничего хорошего не получится, считает директор санкт-петербургского лицея № 369 Константин Тхостов:
Константин Тхостов директор санкт-петербургского лицея № 369 «Скорее всего, здесь проблема в экспертах, которые Сергею Сергеевичу дают те или иные рекомендации по решению вот этого довольно серьезного вопроса. Опять же, в чем было значение начальной военной подготовки? В том, что наряду с теоретическими и практическими навыками прививались очень устойчивые понятия истинного патриотизма. Здесь, мне кажется, тоже очень важно обсуждение тех учебных материалов, которые должны быть ориентированы на детей XXI века, а самое главное — кадровый состав, который будет предопределять судьбу этого самого курса начальной военной подготовки. Если пустить на самотек или отдать принятие решения школе, каким этому курсу быть, тут, мне кажется, мы концовки не найдем. Где-то должна быть очень четкая конкретика, при этом не дублирующая уже существующие учебные планы. И самое главное — не отягощающая и без того серьезную нагрузку на наших школьников».
В программу ОБЖ основы военной подготовки и так включены с 2011 года. В десятом классе — теория: изучают уставы, учатся собирать и разбирать автомат. А в конце учебного года — сборы для парней: либо при воинской части, либо в школе. От уроков на это время они освобождаются. Однако после начала пандемии все это отменилось, рассказывает учитель ОБЖ школы № 31 города Рязани Валерий Комаров:
Валерий Комаров учитель ОБЖ школы № 31 города Рязани «Как только началась эпидемия ковида, началась дистанционка, у нас последние два года это подзабылось. Не могло проводиться практически. За эти два года, можно сказать, на уровне образовательных учреждений к этому предмету отношение спало. Преподавателей-мужчин стало не хватать. ОБЖ стали проводить учителя химии, биологии, географии. Выполнение программы, как оно есть, стало сокращаться. Это стало заметно. Решили, по-видимому, обратить внимание на эту подготовку. Нет кадров, потому что нет четкого определения, кто должен организовывать эту подготовку в школе. Кадры — это офицеры, но не все офицеры подойдут. Нужно обладать педагогическими качествами. Я, когда пришел, был военный. Я понял, что делаю что-то не то, и мне пришлось переучиваться».
НВП как отдельный предмет отменили в школах в начале 1990-х годов.