Киев продолжает отрицать украинскую принадлежность упавшей в Польше ракеты
Лента новостей
Вслед за секретарем СНБО Владимир Зеленский заявил, что не сомневается, что упавшая ракета не была украинской, несмотря на озвученные ранее и противоречащие этому заявлению выводы НАТО и утверждения президента США Байдена
Владимир Зеленский отрицает причастность Украины к взрыву в Польше. «Я не сомневаюсь, что это была не наша ракета или не наш ракетный удар», — заявил украинский лидер. Киев надеется на участие в расследовании инцидента и хочет видеть доказательства того, что ракета была украинской.
Ранее выводы НАТО об украинской ракете в Польше поставили под сомнение в СНБО Украины. Как заявил секретарь ведомства, украинские власти готовы передать Западу некие «доказательства российского следа».
В среду, после почти суток спекуляций о возможном ответе Запада, в НАТО заявили, что, по предварительным данным, в Польше упала ракета именно украинской ПВО.
Кризис вокруг падения неопознанного боеприпаса на территории Польши, страны НАТО, начался во вторник с неподтвержденных сообщений в польских СМИ. На фоне волны российских ракетных ударов по украинской территории польская радиостанция ZET заявила о взрыве вблизи границы в Люблинском воеводстве. Позднее стало известно сначала о пострадавших, а потом и погибших в результате попадания двух ракет в зерносушилку близ села Пшеводув. Хотя власти Польши и других стран НАТО не торопились комментировать происходящее, сообщения ZЕТ были растиражированы по всему миру и заметно подняли градус напряжения. Английская статья «Википедии» о радио ZЕТ состоит чуть ли не из одной строчки: что радиостанция обрела мировую известность на фоне инцидента в Пшеводуве. О том, как журналисты получили информацию еще до официальных заявлений Варшавы, рассказывает журналист из Польши Сергей Гречушкин:
Сергей Гречушкин журналист из Польши «Дело все в том, что Radio ZET было первым радио в Польше, которое ввело у себя телефонную службу, которую назвала «Красный телефон Radio ZET». Любой человек мог позвонить и сообщить о каком-то экстраординарном ЧП. И если это экстраординарное ЧП попадало на общегосударственную антенну в новостях, этот человек получал гонорар. Причем гонорар довольно-таки неплохой. Часто они получали довольно интересную информацию, и таким образом радио становилось первым источником информации об этом происшествии. Кто сообщил, конечно же, не знаем: был ли это сотрудник пожарной охраны, сотрудник местной полиции — те, кто первые об этом узнали. Но, скорее всего, здесь получилось именно так».
Официальная Варшава реагировала на ситуацию сравнительно сдержанно. Премьер-министр республики Матеуш Моравецкий созвал срочное совещание комитета безопасности, но не стал возлагать ответственность до установления обстоятельств. Зато резкие высказывания прозвучали из стран Балтии: Эстония и Латвия выразили свою солидарность с Польшей и заявили о готовности защищать «каждый дюйм территории НАТО».
Информационный вакуум заполнили источники западных изданий. Associated Press со ссылкой на источники в разведке США утверждало, что упавшие ракеты могли быть российскими. В сообщении не было указано, идет ли речь о стране производства боеприпаса или стране его запуска. Уже к утру то же агентство со ссылкой на такие же источники сообщит, что теперь предварительные заключения США указывают на ошибку украинской ПВО. Тогда же собеседники CNN скажут, что пуск ракеты зафиксировал самолет НАТО, но без указания того, где началась траектория, закончившаяся в польском Пшеводове.
Ближе к вечеру вторника польские власти выступили с противоречивыми заявлениями: МИД утверждал, что ракета была российского производства, и вызвал российского посла, тогда как президент Анджей Дуда заявил об отсутствии точных данных о принадлежности упавших боеприпасов. Параллельно программа саммита G20 на Бали была приостановлена на несколько часов, в это время прошла экстренная встреча лидеров «Большой семерки» и стран НАТО. Сам Владимир Зеленский почти сразу возложил ответственность на Россию, назвав события «ударом по коллективной безопасности».
В российском Минобороны Киев обвинили в «намеренной провокации в целях эскалации обстановки». Ведомство считает, что на территорию Польши упала украинская ракета С-300. Точная модификация ракеты общественности пока неизвестна, но современные ракеты «земля — воздух», как правило, обладают функцией самоуничтожения, чтобы в случае промаха боеприпас не взрывался на своей же территории. Могла ли система не сработать? Рассуждает заведующий Центром глобальных исследований и международных отношений Дипломатической академии МИД Вадим Козюлин:
Вадим Козюлин заведующий Центром глобальных исследований и международных отношений Дипломатической академии МИД «Тут надо учитывать, что система С-300 довольно старая, советского времени производства. Много технических ошибок может там совершаться. В свое время, помню, достаточно давно, когда поставляли в одну из стран, то пришел перечень из порядка 300 позиций, где были обнаружены технические неисправности. Ну, это были те времена, когда еще Советский Союз только распался, и качество резко понизилось. Думаю, что система самоуничтожения была: это старый принцип противовоздушной обороны. Но что было на Украине и какая конкретно модель использовалась в данном случае? Поддерживать, технически обслуживать С-300 едва ли они могли качественно. Так что тут все что угодно могло случиться, просто технический сбой».
Спекуляции о применении 5-й статьи устава НАТО — или хотя бы 4-й, о консультациях на тему применения 5-й, — начали утихать утром в среду, когда с заявлением выступил Джо Байден. Как сообщил президент США, упавшая в Польше ракета, скорее всего, была выпущена не из России, хотя и с оговоркой, что это предварительная информация. Российские индексы, во вторник терявшие по несколько процентов на новостях из Польши, по большей части восстановили позиции. В итоге точку — или же, с учетом новых заявлений Киева, скорее точку с запятой — поставили в руководстве НАТО. Глава альянса Йенс Столтенберг подтвердил, что предварительная информация по инциденту в Польше свидетельствует о прилете ракет украинской ПВО. Польский президент Анджей Дуда назвал это «несчастным случаем» и заявил, что нет доказательств, что атака была намеренной. По мнению Варшавы, необходимости применять статьи договора НАТО о коллективной безопасности на данный момент нет.