МЭР: для испытаний беспилотников на аэродромах планируют установить правовой режим «Аэрологистика»
Лента новостей
Испытания авиадронов по доставке грузов проведут на аэродромах «Алферьево» и «Орловка». Зачем аэродромам нужен особый правовой режим, какие дроны будут на них испытывать?
Обновлено в 15:34
Авиадроны по доставке грузов будут испытывать на двух аэродромах — «Алферьево» в Московской области и «Орловка» в Тверской. Испытания пройдут в рамках Технологического конкурса НТИ Up Great «Аэрологистика». Для испытаний беспилотников там планируется установить экспериментальный правовой режим «Аэрологистика», сообщили Business FM в Минэкономразвития. Инициатива направлена на развитие рынка коммерческих аэрологистических услуг и станет частью высокотехнологичного проекта, который курирует первый вице-премьер Андрей Белоусов.
Продолжит гендиректор Ассоциации работодателей и предприятий индустрии беспилотных авиационных систем «Аэронекст» Глеб Бабинцев:
Глеб Бабинцев гендиректор Ассоциации работодателей и предприятий индустрии беспилотных авиационных систем «Аэронекст» «Конкурс сам по себе пройдет в 2023-2024 годах в формате соревнований беспилотников по перевозке грузов. В рамках конкурса «Аэрологистика» будет апробирован ряд технологий, которые влияют на надежность беспилотника, на его способность точно и автономно приземляться на динамические площадки, без помощи экипажей уклоняться от столкновения с другими воздушными судами, взаимодействовать с уполномоченными органами, что очень важно сегодня для защиты от противоправного применения и так далее. Испытания конкурса «Аэрологистика» выстроены по методике поэтапного увеличения сложности, финал пройдет в 2024 году, ориентировочно в сентябре. Как это будет проходить: команда берет на борт беспилотника груз и задает ему полетную программу, после чего он автоматически, без всякого управления человеком перевозит груз с одной площадки на другую, и так многократно. Масса груза, дальность полета, количество промежуточных посадок и иные условия разнятся от испытания к испытанию, но тут важно не просто перевезти груз, а продемонстрировать вышеназванные технологии, без которых логистика на БВС невозможна. Если выпадут сложные погодные условия, то испытания все равно состоятся, потому что погода — это один из главных вызовов для любой логистики, не только беспилотной. Могут участвовать самые разные беспилотники: любого вида самолетного, вертолетного, мультироторного. Самое главное иметь возможность взлететь и приземлиться с небольшой посадочной площадки, потому что в городах и пригородах очень много инфраструктурных ограничений. Финальные испытания рассчитаны в основном на тяжелые машины, потому что там нужно будет перевозить груз массой порядка 50 килограммов на расстояние 1000-1200 километров.
Зачем аэродромам нужен особый правовой режим, какие дроны будут на них испытывать? Комментирует исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев:
— Сегодня для полетов беспилотников существует много правовых барьеров, которые создают неразрешимые проблемы для осуществления полномасштабных испытаний, возникают некоторые правовые коллизии. Решить их одним махом можно, если использовать специальный правовой режим, это позволит наработать необходимый опыт и сформировать поправки к действующей нормативной базе, которая позволит реализовать беспилотную воздушную доставку грузов, вводить их в обиход, в повседневную деятельность. На конкурсной основе будут отбираться проекты, которые в наибольшей степени будут удовлетворять требованиям потенциальных заказчиков. К примеру, «Почта России» заинтересована в организации доставки почтовых отправлений в труднодоступные и удаленные регионы.
— Кто выпускает такие дроны?
— Несколько отечественных инновационных компаний ведут работы по беспилотным летательным аппаратам разного вида, и есть беспилотники вертолетного типа, которые как раз должны специализироваться на решении гражданских задач. Это достаточно продвинутые проекты, которые нельзя охарактеризовать как поделки, собранные на компонентах с AliExpress.
Разработка и использование дронов во всем мире считается весьма перспективным направлением, и появление подобной испытательной базы даст импульс развитию отечественных компаний по производству беспилотников, считает авиаэксперт, главный редактор интернет-портала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко:
Дмитрий Дрозденко авиаэксперт, главный редактор интернет-портала «Арсенал Отечества» «Через какое-то время мы увидим, что дроны не просто управляются оператором, они уже обладают искусственным интеллектом и самостоятельно выполняют такие задачи. Допустим, по доставке тех же грузов работает Amazon, который ведет глобальные исследования, Google, который ведет глобальные исследования, «Яндекс», который тоже ведет глобальные исследования. Ситуация давно уже зашла так далеко, что армия США лет восемь, если не больше, использует грузовой вертолет для доставки грузов для армии США, беспилотный вертолет, а совсем недавно были проведены испытания беспилотного вертолета «Блэк хоук», который тоже как дрон. У нас тоже есть определенные исследования, мысли в этой области, есть грузовые дроны, которые могут везти до двух человек, причем даже такие мощные электродроны, причем это не разработки на бумаге, это реально летающие изделия. Поэтому то, что сейчас происходит, должно было произойти лет десять назад».
О начале масштабных испытаний промышленных и сельскохозяйственных
дронов власти говорили последние три года. Планировалось создание сети испытательных полигонов, среди которых называли в том числе аэродромы малой авиации «Алферьево» и «Орловку», имеющих соответствующую инфраструктуру и оборудование. Планировавшиеся инвестиции в проект — 570 млн рублей. Однако затем реализацию проекта отложили из-за пандемии.