В Сочи новая волна судебных разбирательств с местными фермерами
Лента новостей
В этот раз районный суд удовлетворил иск Генпрокуратуры к компании «Мацестинский чай», которая теперь должна освободить почти 550 га земли. Арендаторов просят покинуть участки из-за их ненадлежащего использования. Фермеры утверждают, что все делают по закону. Они судятся с лета этого года, но пока только проигрывают
Ранее Business FM уже рассказывала о сочинских фермерах, которые неожиданно, один за другим, столкнулись с исками Генпрокуратуры и требованием освободить участки. Сначала бизнесмены Красной Поляны, а затем и Хостинского района Сочи вдруг попали в когорту предпринимателей, которые, по мнению прокуроров, использовали арендованные земли не по назначению.
Предыстория такова: раньше государство выдавало землю под сельхозугодья: крупные игроки, такие как «Адлерский чай» или «Мацестинский чай», брали ее и переуступали участки более мелким предпринимателям. Годами собственники копились, договоры аренды и переуступок накладывались друг на друга, и, конечно, кто-то из фермеров стал использовать землю не по назначению. Кто-то построил, например, вместо виноградников и фруктовых садов несколько жилых помещений. Проблема в том, что прокуратура не стала особо разбираться в ворохе собственников и их мотивации — она, как говорят фермеры, начала грести всех под одну гребенку: и добросовестный бизнес, и не очень добросовестный. Ответчиков по каждому суду — около сотни.
Взять, к примеру, недавнее решение суда Хостинского района в пользу Генпрокуратуры: он признал, что 538 гектаров земли «Мацестинского чая» находились под нецелевым использованием, и постановил освободить участки в течение 30 дней. Ответчиками вместе с «Мацестинским чаем» были фермеры, которые получали у него землю по переуступке — по ним решение суда такое же. Среди ответчиков была руководитель фермы «Экзархо» Инга Экзархо. На десяти гектарах у нее ресторан, хозобъекты, в том числе коровники и манеж для лошадей, а также теплицы, фруктовые деревья, ягодные кусты. Вложены десятки млн рублей. И все теперь надо куда-то деть, продолжает Инга Экзархо:
— Шоковое состояние. У нас большое количество животных: козы, коровы, барашки, птица. Все эти животные живут, разумеется, в хозяйственных постройках. Есть лошади, у нас 47 голов. Конюшню я должна снести. Плюс я должна освободить производственные цеха, дегустационные площадки в 30-дневный срок. Все необходимые документы, справки, отчеты в суд мы предоставили. Суд проходил в очень сжатые сроки, несмотря на то, что 74 ответчика было. К сожалению, иск прокуратуры был удовлетворен полностью. Так и не услышала четкого ответа прокуратуры, как и все адвокаты: в чем было нарушение права?
— Вы будете обжаловать?
— Мы будем, конечно, отстаивать свое право на существование.
Дело сочинских фермеров, впрочем, оказывается еще сложнее, чем на первый взгляд. Некоторые юристы считают, что прокуратура ошибочно ссылается на старые нормы Земельного законодательства, когда нельзя было участки старых госпредприятий передавать в муниципальное управление, а значит, и раздавать потом эту землю фермерам. Есть неразбериха также в назначениях земли и разрешенных к строительству объектов на ней. Например, на землях сельхозназначения запрещено строить рестораны, но можно — на землях населенных пунктов, если участки относятся к рекреационным зонам. А по иску прокуратуры часть земель, которые передавал «Мацестинский чай», относились к поселениям, но выдавались для сельхозназначения.
Каждый кейс надо бы разбирать отдельно, но в августе, например, за три недели успели вынести решения по 140 бизнесменам. Один из них — сооснователь бренда «Краснополянская косметика» Дмитрий Серов. С претензиями прокуратуры относительно того, что его и соседние участки заросли лесом и сорняками, он не согласен. На своих шести с лишним гектарах держит пасеку, птичник, улиточную ферму. Суд проиграл, апелляции застопорились, продолжает Дмитрий Серов:
— Наш иск удовлетворили, нам дали решение суда на позапрошлой неделе, мы подали апелляцию. Сейчас в режиме ожидания, когда назначат суд. Фермы «Волино», «Экзархо», «Мацестинский чай» тоже эксплуатировали землю по назначению, все разрешения у них были — и они все суды проиграли сейчас. Они все в шоке. Мы успокаиваем: не переживайте, впереди апелляция. Надежда на Верховный суд, на то, что они сдержат слово: даже если мы проиграем все суды, с нами перезаключат договоры аренды.
— Вы пока так же работаете? Все обновили?
— Да, сейчас накрываем климатрон для улиток, под тысячу квадратных метров, новый сделали. Кактус сажаем. Каждый день идет работа.
Фермеры говорят: неформально в судах им обещают, что по-быстрому со всеми разберутся, а потом позволят перезаключить договоры аренды — уже на законных основаниях. Хотя фермеры и сомневаются, что получится так гладко: по закону предстоят еще открытые торги. Главный вопрос: зачем все это затевалось? И для чего понадобилось освободить сотни столь привлекательных гектаров? Фермеры и СМИ высказывают несколько версий. Самые популярные — создание на этих землях государственного чайного предприятия либо расширение крупного образовательного кластера.