The New York Times посвятила статью Маску. О чем она и зачем? Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Статья выдержана в неодобрительном тоне и вышла за несколько дней до того, как должна завершиться сделка миллиардера по покупке мессенджера
Илона Маска пропесочили в газете. The New York Times посвятила пространную статью самому богатому человеку на планете Илону Маску. Упомянув целый ряд высказанных им мирных инициатив. Однако статья выдержана в неодобрительном тоне: Маска называют «новым хаотичным игроком на сцене мировой политики», который оставил после себя много беспорядка. Публикация вышла за несколько дней до того, как должна завершиться сделка миллиардера по покупке мессенджера Twitter (заблокирован в РФ). К чему это вдруг сейчас?
Тон статьи The New York Times не дотягивает до статей в советских газетах, которые, когда надо было кого-то заклеймить и пропесочить, использовали куда более резкие выражения. Вслед за такими публикациями людей как минимум увольняли. А то и лишали свободы, если речь о сталинских временах. Еще практиковался такой мощный жанр, как коллективные письма, в которых те, кого сейчас называют лидерами общественного мнения, обрушивались на отступивших от линии партии, порой в самых унизительных выражениях. Впрочем, письма писали не они, но они подписывали.
Газета, близкая демократам, уличает Илона Маска в том, что он, стремясь вставить свои пять копеек в международные дела, лезет с инициативами там, где его не просят. То выдвинет план урегулирования на Украине, который вызвал резкую отповедь Киева как якобы «пропутинский». То предложил установить частичный контроль Пекина над Тайванем, и снова не в струю. Хотел угодить Пекину, ведь половина Tesla делается в Шанхае, а разозлил Тайбэй и его кураторов в Вашингтоне.
Обидевшись было на критику своего украинского плана, Маск сгоряча отказался от финансирования терминалов спутниковой сети Starlink, работающих на Украине, пытаясь отпасовать эту почетную роль Пентагону. Но потом быстро одумался и продолжил финансирование. Тем более там есть и другие деньги — из США, из Великобритании и Польши.
В прессе появились слухи о том, что, дескать, против миллиардера чуть ли не расследование в Америке завели на предмет, не подрывает ли он устои. Слухи быстро опровергли, однако осадочек остался. Маска, конечно, не посадят и уголовное дело всего лишь «за слова» и посты в интернете не заведут. Но неприятности ему можно устроить и более изящными способами. В связи с той же сделкой по Twitter, субсидиями по космической программе или налоговым льготам по Tesla. Со стороны будет выглядеть как нечто вроде «спора хозяйствующих субъектов». В общем, Маску недвусмысленно дано понять, что ему надо попридержать свои мирные инициативы при себе. Не время для антивоенных движений, которых нынче ни в одной стране не видно.
Под аналогичный каток попали и вполне статусные политики из Демократической партии. 30 конгрессменов, находящихся на левом фланге партии, члены так называемого Прогрессистского кокуса, написали коллективное письмо администрации с призывом пересмотреть политику в отношении Украины и поискать пути мирного урегулирования. Может, они все же есть. После чего в прессе, да и в самой партии поднялся такой возмущенный шум, что пристыженные прогрессисты вынуждены были публично отозвать письмо. Да и в самой фракции эти 30 человек представляют лишь ее треть, поэтому ее руководство тоже выступило с осуждением неуместного миротворчества, хотя изначально было в курсе данной инициативы. Но лучше спохватиться поздно, чем никогда. Об исключении из партии, правда, речи не идет. Но покаяться придется.
В былые времена, скажем, можно было протестовать против войны в Ираке. Не говоря о Вьетнаме. Но с Украиной все строже. Мягкий вариант покаяния состоит в том, что, мол, подписи под письмом собирали еще летом, а сейчас обстоятельства изменились. Стандартное публичное покаяние также должно заканчиваться заверениями поддержки «справедливой борьбы Украины». Стилистика таких кампаний отработана и во время расцвета движения MeToo, и по поводу Black Lives Matter. Но, пожалуй, впервые за последнее время такая кампанейщина в Америке охватила вопросы внешнеполитической ориентации — спецоперации на Украине.
В Европе все еще эмоциональнее и жестче. На днях подал в отставку министр обороны Румынии Василе Дынку. На него обрушился вал критики после того, как он тоже призвал к мирным переговорам между НАТО и Россией, чтобы положить конец конфликту на Украине, поставив при этом под сомнение ее территориальную целостность.
Лишь Сильвио Берлускони пока отделался даже не легким испугом, а необходимостью что-то объяснять. Но это пока. Ситуация развивается. Скандал вспыхнул из-за его интервью, где он рассказал, что восстановил отношения с Путиным и считает себя одним из его пяти друзей. Более того, принял от него в подарок ящик водки. Чем нарушил санкции ЕС, между прочим. Все серьезно.
Новый премьер Джорджа Мелони, от которой некоторые в России почему-то ждали послаблений в санкциях, как раз сразу сделала ряд заявлений о лояльности нынешней жесткой линии ЕС. И теперь, возможно, пойдет на символическое жертвоприношение, лишив, например, министерского портфеля главы МВД Антонио Таяни, члена партии Берлускони «Вперед, Италия». Никогда еще ящик русской водки не стоил так дорого, как в нынешние времена.