16+
Среда, 15 января 2025
  • BRENT $ 79.96 / ₽ 8271
  • RTS864.92
19 октября 2022, 12:24 Компании

В правительстве обсуждают ликвидацию «Роснано» из-за убытков

Лента новостей

Министр финансов Антон Силуанов в обращении к президенту заявил, что в нынешних условиях поддерживать дееспособность корпорации за счет бюджета нецелесообразно. В этом октябре Минфин уже выплатил за «Роснано» долг в размере 9 млрд рублей и доход на сумму 560 млн рублей

Фото: Victoria Demidova/фотобанк «Лори»

Обновлено в 13:30

В правительстве обсуждают ликвидацию «Роснано» из-за убыточности госкомпании, пишут «Ведомости» со ссылкой на трех федеральных чиновников и собеседника, близкого к компании.

После введения западных санкций «Роснано» больше не может самостоятельно обслуживать свои обязательства. И, как пишет издание, министр финансов Антон Силуанов в обращении к президенту Путину заявил, что в нынешних условиях поддерживать дееспособность корпорации за счет бюджета нецелесообразно.

В случае ликвидации активы госкомпании распродадут, кроме тех, что представляют ценность для технологического развития страны: их могут передать другим профильным госкорпорациям.

Также обсуждается вариант с продолжением политики расчистки баланса, но с сохранением института развития как центра компетенций по инновациям. Решение будет зависеть от мнения президента.

В Минфине заявили «Ведомостям», что наблюдают за финансовым состоянием «Роснано» и продолжают «работу по стабилизации текущей ситуации. И что «все обязательства, в том числе покрытые госгарантиями, будут выполнены в полном объеме».

Комментирует директор центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов:

— Мне кажется, что в том или ином виде какой-то институт, связанный с венчурным финансированием, должен существовать, несмотря на все внешние вызовы, которые сейчас существуют. Будет ли это какое-то продолжение «Роснано» или какой-то институт, сформированный из разных существующих сейчас институтов развития, это дискуссионно, обсуждаемо. Выбор должен быть продуманным в результате некоторого обсуждения, в том числе и оценок кадрового потенциала, финансовых возможностей для дальнейшей деятельности подобных структур. Но тем не менее, без сомнения, должно существовать что-то, что будет поддерживать инновационные разработки, пилотные технологические решения, которые другие институты развития делать не будут.

— Когда выплаты за «Роснано» в размере 9 млрд рублей были погашены облигациями с госгарантией, в тот момент уже было понятно, что «Роснано» в том или ином виде приходит конец?

— Вообще, инструмент государственных гарантий как таковых или инструмент спасения организации за счет государственных средств — это не самая лучшая практика в любом управленческом аспекте, но к ней нужно прибегать. И недопущение разного рода дефолтов, банкротств — это одна из задач государства в целом, по крайней мере смягчение негативных последствий этих возможных действий. Поэтому, если были приняты решения пойти на погашение убытков за счет бюджетных средств, значит, это решение показалось наиболее оправданным. Если говорить по факту, все-таки применять в полной мере какую-то оценку к компании, которая стимулирует развитие венчурного бизнеса, инноваций, в полной мере давать оценку соотношения объема выпущенной продукции к произведенным затратам, наверное, не совсем корректно. Потому что мы понимаем, что на то она и компания, поддерживающая венчурный бизнес, чтобы пробовать, рисковать, искать решения, и не все такие решения могут дать прямую отдачу.

В этом октябре Минфин выплатил за «Роснано» долг в размере 9 млрд рублей, погасив облигации с госгарантией, размещенные в 2015 году. Также он выплатил доход на сумму 560 млн рублей. Предыдущий, пятый выпуск облигаций был погашен в 2019 году без затруднений.

Комментирует старший экономист банка «Открытие» Максим Петроневич:

Максим Петроневич старший экономист банка «Открытие» «На мой взгляд, будет скорее реорганизация, нежели банкротство компании, потому что банкротство компании ставит перед финансовым рынком ряд вопросов, в частности что же делать с облигациями этой компании, которые во многом были обеспечены государством. Поэтому я думаю, что банкротства не будет: в этом случае на финансовом рынке может произойти паника, которая, в принципе, может перекинуться на иные компании с государственным участием, которые также убыточны в настоящий момент. Поэтому я думаю, что будет реализован именно мягкий вариант реструктуризации компании с сохранением компетенций там, где они наиболее выражены. Понятно, что инновации — это во многом венчурный бизнес и значительная часть проектов приносит убытки, это нормально. Но в условиях, когда бюджет государства на 2023 год сверстан с достаточно высоким дефицитом, в данных макроэкономических условиях Минфин больше не может себе позволить роскоши оплачивать убытки по тем проектам, которые не выгорели. Поэтому он предпочтет реструктурировать портфель и оставить те активы, которые работают, а инновационную активность «Роснано» временно заморозить или, по крайней мере, значительно уменьшить вложения в новые активы, которые непонятно, выстрелят или нет».

О проблемах корпорации стало известно в прошлом ноябре. Тогда «Роснано» заявила, что «накопленный непропорциональный долг и текущая финансовая модель требуют корректировок». Тогда же на Мосбирже приостановили торги всеми выпусками облигаций компании на общую сумму более 70 млрд рублей. Затем торги бондами возобновились, но стоимость бумаг упала.

Продолжает инвестбанкир, автор телеграм-канала «Биткоган» Евгений Коган:

Евгений КоганЕвгений Коган инвестбанкир, автор телеграм-канала «Биткоган» «На конец 2021 года долговая нагрузка у «Роснано» была порядка 128 млрд рублей. Если мы говорим об этой цифре, то мы не должны забывать о том, что 93 млрд рублей обеспечено госгарантиями. То есть львиная доля всех обязательств «Роснано» обеспечена государством. Не обеспечено там порядка 35 млрд рублей, что тоже немало. Мы же прекрасно понимаем, что если будет дефолт по субфедам, то это означает, что и другие субфеды тоже под вопросом. Это незначительная сумма для государства, и, скорее всего, все это будет без проблем оплачено. Тем более что сумма в 12 млрд рублей, согласитесь, для государства копеечная. Я вообще считаю, что задача государства — это не производить прямые инвестиции, а, скажем так, создавать условия для частных инвестиций, вот это гораздо правильнее. Если же государство по-настоящему хочет обеспечивать инновационную экономику, то оно должно создавать условия, давать гранты, давать госгарантии определенные и отходить в сторону. А когда стороной по инвестициям становится само государство, меньше эффективности просто потому, что это вот так и никак иначе быть не может. Вот, собственно, и все. Поэтому мое глубочайшее убеждение, что модель «Роснано» была ущербная. Государство всегда и везде — это неэффективный инвестор, и если мы этого не понимаем, очень жаль».

По данным ежеквартального отчета компании, на середину прошлого года ее обязательства по облигационным займам составляли около 58 млрд рублей, а по банковским кредитам — более 76 млрд рублей.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию