Взрыв на Крымском мосту: разъяснение ФСБ, реакция стран-транзитеров и вопросы наблюдателей
Лента новостей
Российские спецслужбы обнародовали маршрут груза, который использовали для подрыва Крымского моста. Сообщается, что замаскированная бомба была направлена в Россию с Украины через Болгарию, Армению и Грузию. В Киеве, Ереване и Тбилиси публикацию уже прокомментировали
Обновлено в 20:20
По данным ФСБ, организатором взрыва на Крымском мосту стали украинские спецслужбы, а именно глава Главного управления разведки Минобороны Украины Кирилл Буданов. По его указанию взрывное устройство, замаскированное под рулоны со строительной пленкой суммарным весом более 20 тонн, было направлено морским путем из Одессы в Болгарию, а оттуда в Грузию. В городе Поти палеты были погружены на грузовик и доставлены в Армению, после чего армянская компания-получатель растаможила груз по правилам ЕврАзЭС, и направила его в Россию на грузовике с грузинскими номерами. К 6 октября замаскированная бомба была доставлена в город Армавир в Краснодарском крае, где ее с подменой документов погрузили на фуру россиянина Махира Юсубова, которая позже и оказалась на Крымском мосту.
Как сообщили в ФСБ, к переправке груза из Одессы в Ереван через Болгарию и Грузию были привлечены шесть человек, трое граждан Украины, по одному гражданину Грузии и Армении, а также некий брокер по имени Леван. Подменой документов в Армавире и погрузкой бомбы на фуру Юсубова занимались двое украинцев и пятеро неназванных россиян. Согласно релизу, восемь подозреваемых уже задержаны, в том числе пять граждан России и три иностранца с гражданствами Украины и Армении. Могли ли они не знать о находящейся в палетах бомбе, не сообщается. Ранее в российских телеграм-каналах появились сообщения о том, что Юсубов принял заказ через биржу грузоперевозок АТИ. Система отнюдь не прозрачная — рассказывает перевозчик биржи АТИ Андрей:
«Практически всегда мы не знаем, что везем. Крайне редко заказчик сообщает, но он требует опломбировать кузов — бывают такие желания. Обычно всегда в последний момент узнаешь: какие накладные дали, то и везем, а что реально везем, знаем не всегда. Накладные могут быть на одно, товар может быть другой, а в коробках что — это неизвестно. Бывает, что выписывают просто транспортную накладную, а в ней пишут: товар народного потребления. Но это уже неправильно. Бывают нечистые на руку диспетчера-логисты, которые хотят заработать свою моржу, они, частенько бывает, что опасный груз отправляют как обычный».
Публикация ФСБ вызвала вопросы по трем направлениям. Во-первых, ранее глава Следственного комитета Александр Бастрыкин доложил Владимиру Путину, что через Болгарию, Армению и Грузию следовал не только груз, но и весь грузовик, а теперь в ФСБ сообщают, что бомбу несколько раз перегружали из машины в машину. На деле это не обязательно говорит о появлении новых данных — вполне вероятно, что глава СК просто оговорился. В Софии уже заявили, что соответствующего грузовика в стране не было.
Во-вторых, параллельно с релизом ФСБ на РИА Новости появилось видео и рентгеновский снимок, как утверждается, фуры со взрывчаткой. Наблюдатели обратили внимание, что у автомобилей разное число колес — на ролике у движущей части фуры две задних колесных пары, а на рентгене только одна. Опять же, это не обязательно указывает на дыру в расследовании — поскольку это не официальная публикация, в агентстве могли спутать видео с подорвавшейся фурой и снимок другой машины, которая, по данным ФСБ, перевозила груз через границу.
Наконец, вопросы вызвала дата первоначальной отправки груза из Украины в болгарский порт Русе. Спецслужба указывает, что это произошло «в начале августа», хотя в рамках «зерновой сделки» морским путем из Одессы на тот момент экспортировали только продовольствие. Разъяснений по этому поводу в пресс-релизе ФСБ не содержится. Рассуждает президент Союза «Офицеры группы «Альфа» Алексей Филатов:
Алексей Филатов президент Союза «Офицеры группы «Альфа» «Составлено, видимо, в целях оперативной целесообразности. Я вообще не понимаю, зачем нужно давать какие-то нюансы, тонкие вещи для простого обывателя, достаточно определить, кто заказчик, кто исполнитель, может быть, какие-то общие контуры. Лишняя информация может повредить дальнейшей оперативной реализации этой информации в целях поимки, ареста, нейтрализации лиц, задействованных в подготовке данного теракта. Допускаю, что, может быть, специально дана какая-то информация, которая не подтверждена и, на самом деле, не совсем правда именно для того, чтобы организовать некую оперативную игру».
Публикацию оперативно прокомментировали предполагаемые транзитеры замаскированной взрывчатки. Как пишет ТАСС, в грузинском МИД заявили, что страна не причастна к подрыву Крымского моста, а в Минфине страны добавили, что страну не покидал «ни один груз с тротилом, ни один грузовик или вагон с другими взрывчатыми веществами». Агентство «Новости Армении» приводит реакцию Еревана — как заявили в таможенном ведомстве, груз прошел необходимый рентген-осмотр, который не выявил рисков и на въезде, и на выезде из страны.