Расследование подрыва фуры на Крымском мосту: как работает биржа грузоперевозок АТИ?
Лента новостей
Путин назвал взрыв на мосту терактом, подготовленным украинскими спецслужбами. СМИ и телеграм-каналы обсуждают вероятность сценария, согласно которому водителя могли использовать вслепую, заказав ему перевозку груза на бирже грузоперевозок АТИ. Что знают друг о друге на этой бирже водители и их заказчики?
Обновлено в 9:30
Подрыв Крымского моста признан терактом, подготовленным украинскими спецслужбами. Об этом глава СКР Александр Бастрыкин доложил на встрече с президентом России Владимиром Путиным:
Александр Бастрыкин: Нами уже установлен маршрут движения грузовика, это Болгария, Грузия, Армения, Северная Осетия, Краснодарский край. Удалось установить подозреваемых, это теракт, который готовили украинские спецслужбы и граждане России и зарубежных государств, которые помогали им.
Владимир Путин: Как вы только что доложили, сомнений нет, это теракт, направленный на разрушение критически важной гражданской инфраструктуры Российской Федерации.
Александр Бастрыкин: Совершенно верно.
А СМИ и телеграм-каналы утечки из российских силовых структур, возможно, намеренные. Сообщалось, что водитель взял заказ на бирже грузоперевозок АТИ. Baza опубликовала документы с подробностями о заказе. Но достоверны ли они — неизвестно. Как работает платформа АТИ, какая компания разместила заказ на перевозку и знает ли обычно водитель, что везет?
Следственный комитет в субботу установил, что владелец взорвавшегося грузовика — житель Краснодарского края. И что по месту его жительства проводятся обыски. Имя не называлось, но в СМИ появилось видеообращение, на котором человек представляется Самиром Юсубовым, говорит, что он владелец фуры, взорвавшейся на Крымском мосту. И что машиной пользуется его дядя Махир Юсубов. Он и получил заказ через биржу АТИ, это указано в документе, который публикует телеграм-канал Baza. «Интерфакс» сообщил, что следствие установило маршрут движения грузовика: Болгария, Грузия, Армения, Северная Осетия, Краснодарский край.
На АТИ есть три категории людей. Во-первых, водители и компании, которые готовы перевезти груз. Во-вторых, посредники, или, по-другому, диспетчеры, которые берут заказ у грузовладельца и ищут для него исполнителей. В-третьих, сами грузовладельцы. Но их, по словам водителей, на бирже АТИ очень мало, в основном заказы приходится брать у посредников. Причем часто незнакомых. Некоторые используют платформу для так называемого догруза. Например, машина отправляется в рейс, но загружена только наполовину. Чтобы не терять деньги, можно добрать на бирже еще груз и полностью заполнить автомобиль. Брать полноценные заказы не очень выгодно, потому что на бирже они оплачиваются дешево, говорят участники рынка.
Из опубликованных документов следует, что Махир Юсубов должен был доставить 21 тонну пленки, уложенной в паллеты, из Армавира — это город в Краснодарском крае — в Симферополь. И получить за это 48 тысяч рублей. Судя по заказу, фура была загружена в Армавире 7 октября, и в тот же день, как пишет Baza, Юсубов мог быть на Крымском мосту, но остановился поспать в нескольких километрах от него. Обычно в документах всегда указан конкретный груз, который нужно перевезти, но проверить, что человек везет на самом деле, невозможно, говорит водитель биржи АТИ Александр:
«Грузоотправитель — да, здесь можно компанию проверить: допустим, что это за компания, чем занимается, что производит и тому подобное — это можно в интернете найти все. А когда это экспедиторы, ты же не знаешь, у кого. Пишут, допустим, загрузка — по такому-то адресу, на такую компанию, контактный телефон и все, другой информации же нет. Когда ты уже на загрузке, там уже конкретный товар. У него утеплитель, допустим. Есть накладная, в накладной написано: утеплитель либо в паллетах, либо в мешках, в таком-то количестве, в коробках или еще в чем-то. Вот увидит, у него — 100 коробок, он все проверил, что ему загрузили 100 коробок, но он не будет никогда проверять, что в коробках».
Некоторые заказчики даже просят опломбировать кузов машины. В любом случае на въезде на Крымский мост, по словам водителей, обычно просто проверяют документы. В кузов не заглядывают и через рентген машину не пропускают, если ничего не вызывает подозрений.
Доставку взорвавшегося груза заказала, судя по документации, ульяновская компания «ТЭК-34». Водитель раньше с ней не работал. Но на бирже АТИ у нее отличный рейтинг — 4,9 из 5 и более 200 положительных отзывов. При этом заработала она их до 2020 года, а потом фирму продали некоему Олегу Антипову, после чего она полностью прекратила свою деятельность и была исключена из реестра юрлиц. И только в марте этого года новый владелец зарегистрировал компанию в Ульяновске, но деятельности никакой не вел. А 6 октября около 14:00 с аккаунта ТЭК-34 появился новый заказ. Это должно было насторожить, считает перевозчик биржи АТИ Андрей:
«Заходишь в профиль компании и видишь, что учредители сменились недавно. Если там полный штиль и работы, деятельности не было, то это настораживает. Тут проблема в том, что большинство — это диспетчеры, посредники. Когда перевозчику некий диспетчер подсунул какой-то груз, он же ему не сообщил, от кого он взял. У диспетчера банальное желание заработать денег: ему вообще пофигу на процесс — ему лишь бы свою некую дольку заработать. Поэтому конечный исполнитель может просто не знать или диспетчер мог быть некомпетентен, не посмотреть, а кто это — перевозчик такой».
По словам перевозчиков, как только водитель принимает заказ на АТИ, объявление удаляют, чтобы избежать бесконечных звонков. Поэтому непонятно, был ли заказ ТЭК-34 от 6 октября первым после смены владельца. Есть и другая версия. РБК со ссылкой на источник в силовых структурах сообщило, что водитель грузовика вез удобрения и его могли использовать «вслепую». В таком случае это могли быть аммиачная селитра или нитрат аммония, которые используют в качестве компонента взрывчатки. Продолжит эксперт-взрывотехник Дмитрий Симкин:
Дмитрий Симкин эксперт-взрывотехник «Когда мы видим такие взрывы, их еще называют «грязный взрыв». Если чистое взрывчатое вещество взрывается, то мы на видео видим сотрясение воздуха, детонирующая волна — вот такие эффекты. Если мы видим смеси какие-то, они, когда сгорают, выделяют очень большую тепловую энергию, из-за чего, скорее всего, цистерны-то и загорелись, очень много дыма, очень много всяких искр, то есть взрыв будет очень грязный. Это, скорее всего, не селитра в чистом виде. Это, скорее всего, смесь приблизительно, наверное, в 30-процентном соотношении с гексогеном или с тротилом, это подготовленное взрывчатое вещество. Селитра в чистом виде не взрывается».
Если самоподрыва вещества, как это было, например, в порту Бейрута, не было, фуру могли взорвать дистанционно, отмечают эксперты. Есть много способов, но самый распространенный — это звонок на мобильный телефон, говорит президент союза «Офицеры группы «Альфа» Алексей Филатов:
Алексей Филатов президент союза «Офицеры группы «Альфа» «Просто звонят на телефон, который включен к взрывной цепи, и взрывное устройство приходит в действие. В принципе можно позвонить с одного континента на другой, и эта бомба сработает. Возможно с помощью сигнала от радиостанции к радиостанции: это возможно сделать на каком-то закрытом канале, и тогда вероятность случайного набора — прихода сигнала на эту радиостанцию — практически равна нулю. Это, наверное, более дорогое устройство. Я думаю, что он был в зоне видимости: могла двигаться или машина, или с помощью коптера, он поднялся на эту эстакаду моста и принял решение, я так понимаю, атаковать именно в этой точке».
Глава СК Быстрыкин доложил Путину, что теракт подготовили украинские спецслужбы, а помогали им граждане России и других стран.