Экс-гендиректор Запорожской АЭС Мурашов вернулся на подконтрольную Украине территорию
Лента новостей
Игоря Мурашова ранее задержали российские военные. Патруль остановил его автомобиль на пути со станции в город Энергодар
Обновлено в 17:37
Экс-гендиректор Запорожской АЭС Игорь Мурашов, которого ранее задержали российские военные, находится на подконтрольной Украине территории. Об этом сообщили и российская, и украинская стороны. Москва заявляет о выдворении, Киев — об освобождении, что подтверждает МАГАТЭ.
30 сентября предприятие «Энергоатом» — это оператор всех действующих атомных электростанций Украины — сообщило, что российский патруль остановил автомобиль генерального директора Запорожской АЭС Игоря Мурашова на пути со станции в город Энергодар, город находится под контролем российских военных.
Мурашов был задержан. Его увезли в неизвестном направлении с завязанными глазами. В МАГАТЭ связались с российскими властями и запросили объяснений. По данным Reuters, представители России сказали, что Мурашов «временно задержан» для допроса.
Вечером 3 октября глава МАГАТЭ Рафаэль Гросси написал в соцсетях, что директор Запорожской АЭС освобожден и что он благополучно вернулся к своей семье. В компании «Энергоатом» подтвердили, что Мурашов находится в безопасности в Запорожье и что его освободили «благодаря широкой огласке чрезвычайного происшествия и немалым усилиям со стороны главы МАГАТЭ Гросси, который сыграл в освобождении значительную роль».
Телеканал «Россия 24» показал сюжет, как гендиректора АЭС выдворили на подконтрольную Киеву территорию. Перед этим человек, у которого скрыто лицо, зачитал Мурашову обвинение в дискредитации органов власти России. В сюжете показана и часть видеозаписи допроса директора АЭС, во время которого он признает свою вину в сотрудничестве с СБУ:
«Общался с сотрудником СБУ Казимирским [Юрием] Викторовичем через мессенджеры, через WhatsApp, суть общения заключалась в том, что я передавал информацию о текущем состоянии дел на атомной станции. Все эти повреждения могли привести к чрезвычайным ситуациям. Самое вероятное, обстрелы велись с противоположной стороны Днепра, со стороны Украины, из городов Никополь и Марганец. Персонал атомной станции подвергался опасности, он продолжает подвергаться опасности, когда восстанавливает повреждения после этих обстрелов».
Мурашов рассказал, что коллектив атомной станции подготовил обращение к ООН и МАГАТЭ с требованием прекратить обстрелы, но он не разрешил публиковать это обращение, потому что текст не был согласован с украинской стороной. Это могло задеть государственные интересы Украины. Телеканал «Россия 24» утверждает, что Мурашов мог участвовать в подготовке диверсий на многочисленных гидроэлектростанциях вблизи Запорожской АЭС.
Среди сотрудников станции новости про гендиректора обсуждаются, но информация общая, детали неизвестны, говорит сотрудник Запорожской АЭС Владислав:
— Он работал под кураторством, но под давлением. Как на самом деле там это было, сами понимаете, покрыто тайной. Как бы это ни афишировалось, естественно, с его стороны, в общем-то, он никак не проявлял себя, не было ничего заметного. Я слышал от людей, что да, он выполнял свои трудовые обязанности, каждый день посещал атомную станцию. Взяли его по пути с работы домой.
— Притом что нельзя обвинять в сотрудничестве с «Энергоатомом», в полной мере, потому что «Энергоатом» до сих пор же зарплаты платит на карточки всех сотрудников АЭС?
— Конечно, да, пока что еще получаем зарплату с «Энергоатома». Вы же сами понимаете, если получаем, значит, по всей видимости, он был в подчинении «Энергоатома», но явных проявлений никто не замечал за ним.
— Какая репутация у него у работников сложилась, это профессионал?
— Не так давно стал директором. Человек выполнял свою работу, в общем-то, нареканий не было, подписывался договор или проект о совместном зарубежном строительстве, еще пару блоков, по всей видимости, были предпосылки в развитии атомной станции, он в этом участвовал. Ничего плохого сказать о человеке нельзя. В общем-то, ничего не поменялось, конечно, стало меньше сотрудников, кое-кто уехал, опасаясь за жизнь своих близких, родственников. В общем-то, продолжает станция функционировать.
— Сейчас обстрелы продолжаются?
— Вчера были обстрелы, были прилеты, повреждения, но незначительные. Сегодня пока что тихо. Станция сейчас заглушена полностью, ни один реактор в работе не присутствует. То есть повреждения второстепенные: обрывы кабелей, воздушных линий, трубопроводов.
Вот что рассказал другой сотрудник станции Андрей:
«Какая сейчас обстановка? В принципе более или менее тихо, обстрелы, можно сказать, реже, но бывают. Да, вот недавно на прошедших выходных было, обстреляли, в трубу попали, я туда в принципе ходил, смотрел, повреждения не прямо критичные, но, думаю, пытаются достать военных, которые здесь расположены. По Мурашову мы это обсуждали с коллегами, в принципе, как-то на работу станции это не повлияет, и так уже был исполняющий обязанности, теперь будет другой их исполнять. Но ходят такие слухи, что его задержали для того, чтобы он перешел на «Росатом» и своим примером показал, что подписал контракт с ними, то есть потихоньку станция бы переходила под управление «Росатома» либо какой-то дочерней структуры. До сих пор мы сами не знаем, как это все будет происходить, то есть каких-то подвижек нет, ждем, когда мы хоть какой-то блок пустим, в планах пуститься и включиться в сеть, выдавать электроэнергию. Но на крайний случай мы хотя бы запустим реактор и не прям хорошо обогреем, но хотя бы какая-никакая тепленькая водичка у нас будет, и город не замерзнет».
Крупнейшая в Европе Запорожская АЭС находится под контролем российской армии с начала спецоперации на Украине. Сообщение о задержании генерального директора станции появилось после того, как Россия подписала договоры о присоединении ДНР, ЛНР и части Запорожской и Херсонской областей.
Почему Мурашова отпустили и кто теперь может возглавить станцию? Комментирует доцент МГИМО, директор Центра европейской информации Николай Топорнин:
— Персонал станции практически на 100% состоит из жителей Энергодара, то есть из украинцев, поэтому сложно представить, что станцией может руководить человек со стороны.
— Есть ли признаки, которые позволяют думать, что есть международный переговорный процесс?
— Переговорный процесс идет, и я видел публикации Гросси, руководителя МАГАТЭ, и Гутерриш тоже, и сотрудники ООН высказывались на тему АЭС. Понятно, что международное сообщество прикладывает усилия для того, чтобы добиться полной безопасности АЭС вне зависимости от дела Мурашова. Может быть, даже и, скорее всего, они не знали, что сотрудничают с украинскими спецслужбами. Эффективность этого процесса и международного переговорного процесса крайне незначительна.
— То, что Мурашов выдворен — это усилия международного сообщества?
— Надо же оценивать уровень той информации, качества информации, которую передавал Мурашов сотрудникам СБУ. Наверное, они обнаружили, что серьезной опасности эта информация не имела для России, исходя из того, что все-таки человек занимает столь высокую должность, столь много знает, наверное, человек, который руководил коллективом, пользуется определенным доверием многотысячного коллектива Запорожской АЭС. Если бы к нему применены были бы более жесткие меры, в том числе арест, то это могло бы вызвать недовольство трудового коллектива, что могло бы привести к угрозам безопасного функционирования станции. Вопросы, связанные с судьбой Игоря Мурашова, не такие первоочередные, не такая важность этого вопроса.
Игорю Мурашову 46 лет. На должность директора Запорожской АЭС его назначили 20 февраля 2022 года, за четыре дня до начала боевых действий на Украине. Мурашов начал работать на станции в 1994 году и прошел все карьерные ступени в атомной отрасли.