Марина Лошак: «Есть перспективы показать то искусство, которое прежде никогда не было показано в России»
Лента новостей
Чего ждать россиянам вместо выставок западного искусства в московских музеях. Каковы перспективы новых проектов?
«Показать искусство, которого в России никогда не видели». Пушкинский музей представит выставки из Мексики, Бразилии, Камбоджи, Индии и других стран вместо европейского и американского искусства, рассказала Business FM директор музея Марина Лошак. Другие музеи пока не спешат раскрывать карты, новые связи еще нарабатываются.
«Планы Пушкинского музея были несколько другими, но сейчас мы их пытаемся обновить», — говорит Марина Лошак. Музей, который она возглавляет, всегда был ориентирован на Европу.
Но в условиях антироссийских санкций сотрудничество с крупными культурными европейскими площадками стало невозможным. Музею понадобилось полгода, чтобы принять новую реальность и начать действовать в неожиданном для зрителей направлении. Смотреть не только на Восток, но и в сторону Латинской Америки. «Ограниченность выбора на деле позволила наконец заняться выставками, реализовать которые Пушкинский давно хотел, руки не доходили», — сказала Марина Лошак в интервью Business FM.
Марина Лошак директор ГМИИ имени Пушкина «Мне не нравится слово «вынужденный разворот». Любые развороты, которые происходят в нашей жизни, не вынужденные и не случайные. Конечно, мы были европоориентированы, поскольку это было связано в какой-то степени еще и с нашим собранием, не до всего, конечно, доходили руки. Просто еще один поворот ключа, и больше ничего. Мне кажется, что к этому нужно относиться с готовностью. У нас есть перспективы показать то искусство, которое прежде никогда не было показано в России. И это великое искусство, без которого вообще невозможно понимание о разнообразии цивилизационных достижений. Получили очень благожелательное письмо о сотрудничестве от директора Национального музея Камбоджи. Еще у нас очень подробный и абсолютно конкретный разговор с перуанскими музеями, потому что мы мечтаем показать искусство древнего Перу, выставка которого недавно была в Британском музее, сейчас в Милане. Конечно, Мексика очень богатая и искусством. Кроме древнего мексиканского искусства еще очень интересный мексиканский модернизм».
С руководством Национального музея Мексики у Пушкинского музея давно сложились дружеские отношения, в советский период на Волхонке выставляли мексиканское искусство. А сегодня замаячили перспективы увидеть там мексиканский XX век.
Пушкинский налаживает связи и с Бразилией. Планы грандиозные. Ничего подобного пока не заявляли другие музеи. Опрошенные Business FM искусствоведы говорят, что это как раз связано с тем, что там происходят аналогичные процессы, но обнародовать планы не спешат. Новые связи только начинают нарабатываться. Музеи всерьез боятся спугнуть новых партнеров. Но то, что российские музеи начали обращаться к искусству стран, открытых для сотрудничества, вполне логично, говорит директор Музея архитектуры имени Щусева Елизавета Лихачева:
Елизавета Лихачева директор Музея архитектуры имени Щусева «Эта тенденция вполне понятна, потому что Россия — это не та страна, которую можно закрыть. То, что европейские коллеги приняли такие решения, — их решение, не наше. Мы в любом случае готовы принимать любые выставки, в том числе из стран, которые считают себя недружественными России. Формально отношения мы не можем поддерживать в силу того, что на Западе существует прямой запрет на работу, вообще на общение с российскими музеями. Неформально люди говорят: «Да, мы все понимаем, но мы ждем, пока изменится ситуация». Если мы говорим про европейские, американские музеи, там все довольно жестко. С Соединенными Штатами мы давно не работаем, с 2006 года. Вещи из государственных собраний перестали возиться. Я полагаю, что во многом ухудшение отношений, как ни странно, связано с тем, что мы перестали обмениваться выставками. Культурный обмен был серьезно заморожен. В Европе ситуация другая, вся эта громкая история по возвращению предметов после начала спецоперации и сложность, связанная с привозом коллекции Морозовых и Щукиных в Россию, — все это сказалось на отношениях. Но неформальные контакты все равно поддерживаются, так ли иначе коллеги все равно общаются. Я надеюсь, что эти неформальные контакты позволят, когда в будущем ситуация нормализуется, быстро восстановить отношения».
Сам Музей архитектуры имени Щусева решил переориентироваться на Россию. Елизавета Лихачева сказала, что видит большой запрос на выставки, посвященные истории архитектуры в российских регионах, поэтому попытки выхода за пределы страны площадке сейчас неинтересны.
Громкая отставка в мире искусства — Дмитрий Озерков уволился с поста заведующего отделом современного искусства Эрмитажа и уехал из страны. Искусствовед проработал в музее 22 года. По словам Озеркова, об увольнении он задумался еще в феврале, после начала российской спецоперации. А окончательное решение принял после июньского интервью директора Эрмитажа Пиотровского. В интервью «Российской газете» тот заявил, что Россия совершает «великие глобальные преобразования», «все мы милитаристы и имперцы» и что война, с одной стороны, — это «кровь и убийство», а с другой — самоутверждение нации и людей.
Озерков написал в соцсетях, что «ушел, потому что не намерен иметь ничего общего с сегодняшней Россией», что с начала марта он не участвует в деятельности музея.