Без Moet, Hennessy и Johnnie Walker: в России заканчивается импортный алкоголь
Лента новостей
Ассортимент импортного алкоголя в крупных торговых сетях за июнь — август сократился на 40-95% год к году в зависимости от категории. На этом фоне в ближайшие месяцы некоторые крупные ретейлеры ждут «вымывания» с полок до половины остатков и роста цен
Обновлено в 13:00
Ассортимент импортного алкоголя в крупных торговых сетях за июнь — август сократился на 40-95% год к году в зависимости от категории, рассказали в Ассоциации компаний розничной торговли, которая объединяет крупнейшие сети.
По итогам первого полугодия ввоз всех крепких напитков в Россию сократился почти на 35%, а виски — почти на 50%. США в рамках санкций полностью запретили отгрузки спиртного, а ЕС — алкоголя дороже 300 евро за единицу.
Некоторые иностранные компании сами остановили поставки или ушли с рынка. Среди них, например, Diageo, которая выпускает Bell's, Johnnie Walker, Captain Morgan и Baileys. А Beam Suntory, производитель Jim Beam, и Edrington (марка Macallan) сообщили о продаже российского дистрибьютора Maxxium Russia местному руководству.
На этом фоне в ближайшие месяцы некоторые крупные ретейлеры ждут «вымывания» с полок до половины остатков и роста цен. А вот исполнительный директор виноторговой компании Fort Александр Липилин так не считает:
— Говорить о дефиците в принципе крепкого алкоголя в России, наверное, не приходится. Есть некоторые проблемы в отдельных каналах продаж — это в первую очередь крупные сети, у которых есть специфика. То есть это тысячи магазинов, в которых должен стоять какой-то один монобрендовый продукт во всех магазинах один по одной цене. И здесь с этим как раз проблема, потому что крупные компании, крупные брендодержатели по виски, по коньяку, в первую очередь Hennessy конечно, в России работать перестали и из-за этого наблюдается дефицит. Запасы кончились, и категория поредела. Сейчас все пытаются заменить, найти какие-то аналоги. Ну, с виски ситуация не очень хорошая, потому что крупные бренды, как правило, занимают достаточно серьезную долю рынка, а остались совсем маленькие, в которых покупатель не очень хорошо ориентируется. Во-вторых, это очень небольшие объемы, которые больших не заместят. Есть большие бренды, допустим, в Индии, есть бренды, которых выпускается большое количество бутылок, но это не замена шотландцам, например, которые ушли. В коньяке ситуация получше, рынок не так централизован, там много небольших производителей, и в принципе коньяка достаточно много, но тоже некая перестройка рынка будет наблюдаться. В принципе, решить ситуацию можно, только если производители опять начнут работать с Россией, пожалуй, это единственное, все остальное ситуацию не изменит. То есть рынок явно перестроится, такого, что не будет что пить, не будет, но полка поменяется очень сильно.
— Что будет с ценами?
— С одной стороны, дефицит, казалось бы, цены должны вырасти. С другой стороны, есть некое ограничение спроса, который не очень растет. В среднем, если мы говорим про категории виски-коньяк, цена будет где-то на уровне марта-апреля, мне кажется.
Эксперты считают, что решить проблему за счет параллельного импорта все же можно. Ранее Business FM рассказывала, что до конца месяца Минпромторг предложил расширить допустимые к ввозу списки товаров алкогольной продукцией. И 19 сентября в него включили бренды Moet, Absolut, Hennessy, Jack Daniel's, Jim Beam и другие, чтобы ретейлеры успели закупиться к новогодним праздникам. Это при том, что всего несколько месяцев назад ведомство выступало против этого из-за высоких рисков ввоза контрафакта.
Комментирует совладелец торгового дома «Реалъ», предприниматель Александр Мышинский:
Александр Мышинский совладелец торгового дома «Реалъ», предприниматель «Буквально крохи какие-то есть у поставщиков и дистрибьюторов, ну и на полке сетей почти ничего уже не осталось. Параллельный импорт уже сейчас пришел, первая поставка, в двух федеральных сетях в продаже есть два вида такого виски, в одной, правда, уже закончилось. Непонятно, как это проходит через ЕГАИС и проходит ли. И непонятно, какие налоги с этого платят, но уже опыт такой есть. Когда запретили поставки в Россию, были запасы у кого-то на два месяца, у кого-то на полгода, соответственно полгода прошло, и все закончилось. Любители дорогих сортов виски и коньяков бросились это скупать, поэтому я думаю, что Новый год будем встречать с российскими виски и коньяком. На то, что я видел на полке, цена выросла где-то процентов на 40 от февральских цен. Те, кто выезжал за границу, еще имел такую возможность, массово ввозили в Россию именно коньяки и виски, которых в России нет. И опять возобновляется история 1990-х, когда ввозили именно через дьюти-фри. Пока, насколько я понимаю, никто из производителей возобновлять поставки не собирается. Поэтому все дальнейшие поставки могут быть только полулегальными. Но опять-таки, это вызовет, насколько я понимаю, волну контрафакта, который в свое время утих, когда были жесткие отслеживания, и сейчас пойдет параллельный импорт, соответственно, активизируются все те, кто здесь делают продукцию под этими марками».
Продолжает председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев:
Игорь Караваев председатель президиума АКОРТ «Торговые сети, действительно, существенно сократили импорт алкоголя за последние три месяца. Речь идет от 60% до 100% в зависимости от категории. В частности, полностью прекратились поставки импортных игристых вин, на 70% снизились поставки виски, на 60% — коньяка и пива. Ассортимент импортного алкоголя сократился более чем на 40%. По мере «вымывания» остатков на складах он может снизиться еще на 40-50%. Параллельный импорт в такой ситуации позволит сохранить легальные поставки импортного алкоголя на рынок, восполнить ассортимент и удовлетворить спрос. При этом строгий контроль поступающей на рынок продукции будет действовать в полном объеме».
Параллельный импорт алкоголя уже какое-то время работает. Поставки исчисляются десятками фур, которые, вероятно, идут в первую очередь по ресторанам, но не восполняют нужды крупного ретейла.