Новые поправки в Уголовный кодекс ужесточают наказание в условиях военного положения и мобилизации
Лента новостей
При этом решение не означает, что в стране вводится мобилизация, заявила автор поправок, сенатор Ольга Ковитиди. Что же оно тогда означает?
Законопроект об ужесточении наказания за преступления в условиях военного положения и мобилизации был рассмотрен в первом чтении еще летом. Однако 20 сентября друг за другом были проведены второе и третье чтения. Теперь законопроект поступит на рассмотрение Совета Федерации.
Суть поправок: раньше в Уголовном кодексе был пункт «в условиях вооруженного конфликта или военных действий». Теперь его дополнили словами «в условиях мобилизации, военного положения и военного времени». В случае их объявления в стране наказание за часть военных преступлений станет серьезнее. Например, за самовольное оставление части можно будет получить до семи лет заключения, а не трех, как раньше. За отказ от участия в боевых действиях грозит срок от двух до трех лет. Также россияне, которые находятся в запасе и не явятся по требованию на военные сборы в условиях военного времени, могут получить до десяти лет.
Появились и новые статьи. «Добровольная сдача в плен» — максимальное наказание до десяти лет тюрьмы, «мародерство» — до 15 лет колонии. Также депутаты добавили четыре новые уголовные статьи, которые устанавливают наказание в случае, если компания нарушает условия госконтракта по оборонному заказу или отказывается его выполнять. Этим летом Госдума приняла закон, который позволяет привлекать любой бизнес для выполнения гособоронзаказа, — отказаться от него нельзя. В июле закон вступил в силу.
В советском Уголовном кодексе уже были статьи «мародерство» и «добровольная сдача в плен», поэтому их возвращение — это нормально, считает управляющий партнер адвокатского бюро «Коблев и партнеры» Руслан Коблев:
Руслан Коблев управляющий партнер адвокатского бюро «Коблев и партнеры» «Ранее существовавшие нормы — и о сдаче в плен, и о мародерстве, которые были в советском Уголовном кодексе — Ельциным были декриминализированы. С какой целью, я не знаю, любое государство должно иметь такие нормы. Ну как? Это же преступления, совершенные военнослужащими. Они имеют повышенный общественный резонанс, общественную опасность. Поэтому как не иметь в Уголовном кодексе мародерство? А вот в предлагаемой редакции преступления более детализированы, чем в советской. Конечно, составы необходимы, но меня смущают разные правовые режимы».
Впрочем, сейчас все принятые поправки не работают, потому что в России не вводят военное положение и мобилизация, заявила «Интерфаксу» автор законопроекта, сенатор Ольга Ковитиди. Но остаются вопросы, будет ли считаться получение повестки о призыве или на военные сборы на «Госуслугах» официальным уведомлением гражданина. Об этом Business FM спросила адвоката, главу адвокатского бюро «Карабанов и партнеры» Александра Карабанова:
— «Госуслуги» — это государственная платформа, которая оповещает человека о всех юридически значимых действиях. В обязанности человека входит получать ту или иную информацию вовремя. Сам факт отправления уведомления со стороны государства значит, что государство человека уведомило о тех или иных мероприятиях.
— А если человек находится за рубежом?
— Это все связано с тем, какое именно сообщение или какое требование государство будет выдвигать конкретному человеку.
— Например, объявляется мобилизация.
— Это вопрос, где есть так называемые процессуальные пробелы. Для того чтобы была официальная мобилизация, во-первых, в стране должен быть официальный статус войны. Без этого статуса официальной мобилизации быть не может, и, естественно, обязательные призывы явиться в военкомат относятся только к лицам, которые стоят на воинском учете. А это именно лица, которые отслужили в армии, которые окончили университеты, где была военная кафедра.
— Если человек удаляет аккаунт «Госуслуг», как его уведомить?
— Тогда военкомат должен будет прибегнуть к старым методам — направлению уведомления через почту по месту постоянного проживания гражданина, а там уже до момента фактического вручения.
Автор поправок, сенатор Ковитиди еще раз подчеркнула, что ужесточение УК «имеет место только в период военного времени, военного положения», а в более стабильной ситуации такие жесткие меры применяться не будут. «Отягчающим обстоятельством будет считаться, если указанные преступления будут совершены не только в условиях военного конфликта и военных действий, но и в период мобилизации или военного положения и военного времени. Вот именно в данном ракурсе звучит понятие мобилизации», — заключила сенатор.