Массовые протесты против полиции нравов разгорелись в Иране
Лента новостей
Женщины вышли на улицы после того, как 22-летняя Махса Амини умерла в результате полицейского вмешательства. Полицейские посчитали, что голова Амини недостаточно плотно покрыта платком, задержали ее на выходе из метро и отвезли в участок. Там девушка потеряла сознание и впала в кому. В полиции случившееся объяснили сердечным приступом, но очевидцы утверждают, что задержанную до смерти избили силовики и она умерла из-за перелома черепа
В Иране начались массовые протесты после гибели местной жительницы, которую полиция нравов задержала за неправильное ношение хиджаба. Женщины в Иране обязаны носить хиджаб, иначе они совершают преступление. Полицейские посчитали, что голова 22-летней девушки Махсы Амини недостаточно плотно покрыта платком, задержали ее на выходе из метро и отвезли в участок. Там девушка потеряла сознание и впала в кому. Ее отвезли в больницу, но уже без признаков жизни.
В полиции случившееся объяснили сердечным приступом, но родственники Махсы Амини настаивают, что она была здорова, а очевидцы утверждают, что задержанную до смерти избили силовики и что она умерла из-за перелома черепа.
В знак протеста на улицы вышли тысячи женщин по всему Ирану. Они выкладывают в соцсети, как срывают с себя хиджабы и срезают длинные волосы.
Полиция применила слезоточивый газ, а во время одной из акций открыла огонь на поражение, убив и ранив несколько человек. Президент Ирана поручил срочно расследовать гибель девушки, причастные к этому полицейские задержаны, но протесты не стихают.
Комментирует корреспондент ТАСС в Иране Никита Смагин:
Никита Смагин корреспондент ТАСС в Иране «Консерваторы за последние пару лет получили все ключевые посты, это в значительной степени стало причиной усиления политики по контролю за дресс-кодом, стало несколько больше представителей полиции нравов на улицах, она начала чуть чаще вмешиваться в ситуацию, задерживать. Я бы сказал, что ключевая проблема, наверное, даже не столько в полиции нравов и в том, что она делает, сколько в общей ситуации в стране, что протестные настроения в стране очень высокие. Связано это с тем, что последние три года, даже больше, экономическая ситуация очень сложная и выхода особого нет, то есть порядка 40% инфляции где-то три года как, и это только официальные цифры. Протесты в Иране в последний год — это регулярная вещь, они не всегда приводят к столкновению с полицией, просто сейчас это стало чуть более жестко, чем обычно. Повод более резонансный, связанный с дресс-кодом. Так что я бы не стал пока преувеличивать масштабы. Но вообще, если брать рутинную практику, то если женщину задерживают, то ее отвозят в полицейский участок, дальше производится какая-то объяснительная работа с ней, с ней общаются и отпускают. Если, конечно, это происходит неоднократно, то ситуация может быть несколько иная, вплоть до тюремного заключения. Но, опять же, для этого нужно много-много раз попасться. Как правило, рейды происходят нерегулярно, непостоянно, и все это очень избирательно. Конечно же, власть, понимая и протестные настроения, и то, что это явный эксцесс, пытаются теперь как-то реагировать, власть тоже понимает, что это ненормально, так что это сглаживает в значительной степени ситуацию».
Некоторые политические партии и организации призвали объявить всеобщую забастовку и траур. Взрыв недовольства произошел на фоне политической неопределенности в Иране. Ходят слухи о плохом состоянии здоровья лидера страны, обсуждается кандидатура его преемника. Ситуация усугубляется тем, что с Ирана, скорее всего, не снимут западных санкций, а переговоры по ядерной сделке сорвутся.