«Роснефть» считает передачу своих активов Германии незаконной
Лента новостей
Как подчеркнули в российской компании, решение, принятое ФРГ, означает безвозвратную утрату активов. «Роснефть» планирует работать над защитой акционеров, включая обращение в суд
Обновлено в 17:07
Передача активов «Роснефти» под опеку регулятора ФРГ — нарушение принципов рыночной экономики и неприкосновенности частной собственности. С таким заявлением выступила российская нефтяная компания.
Ранее Минэкономики ФРГ передало в доверительное управление правительственного агентства три НПЗ «Роснефти» — в Шведте, Карлсруэ и Фобурге. На них приходится около 12% нефтеперерабатывающих мощностей страны. Свое решение власти объяснили «надвигающейся угрозой безопасному энергоснабжению». «Роснефть» в свою очередь заявила, что теперь готова обсудить новый контракт по поставке нефти Германии. Но только в случае соблюдении ряда условий, в том числе при гарантиях оплаты и защиты инвестиций.
О том, чем текущая ситуация чревата для Германии, рассказывает доцент Финансового университета Леонид Крутаков:
Леонид Крутаков доцент Финансового университета «Это означает остановку поставок нефти по трубопроводу «Дружба» в адрес НПЗ, который раньше — теперь это можно говорить смело — принадлежал «Роснефти». Потому что у «Роснефти» с Rosneft Deutschland был корпоративный договор: в случае возникновения форс-мажора, а лишение собственности, экспроприация — это очевидный форс-мажор. Надо понимать, что право собственности базируется на юридических нормах кодификации, а значит, они нарушены, значит, политика победила не только экономику, но и юрисдикцию, она нарушила основополагающие принципы и правила, поэтому «Роснефть» готова перезаключить договор на новых условиях. А в условиях записано, что она за это время вложила в завод инвестиций на сумму 4,6 млрд евро, соблюдая все принципы, включая «зеленые» и ЕSG, которые существуют в мире и в Европе, а также гарантии по оплате текущих поставок. Как мы знаем, и текущие потоки стоимости тоже не гарантированы, когда нарушено юридическое основополагающее право. Если этот договор не будет перезаключен, «Роснефть» имеет право остановить поставки и подать в суд. Как из этой ситуации юридически будет выкручиваться Германия, трудно представить. Юридически — никак, только политически, объявив это санкционной войной и назвав Россию в очередной раз агрессором. Мы видим, как политика ломает конструкцию существовавшего рынка. Единственным выходом из этой ситуации будет остановка поставок по нефтепроводу «Дружба» в адрес бывшего завода «Роснефти».
Bloomberg ранее сообщало, что, по его источникам, Германия попробует компенсировать потерю российской нефти. Для этого ФРГ собирается нарастить поставки энергоносителей по морю — через порты в польском Гданьске и немецком Ростоке.
Однако полностью заместить российские поставки у Берлина не получится — придется сокращать потребление, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:
— Гданьск работает в том числе и для того, чтобы питать польские НПЗ, которые тоже теперь не смогут получать российскую нефть по нефтепроводу «Дружба». Соответственно, Росток в Германии не имеет тоже достаточной инфраструктуры, поэтому полностью покрыть не получится. Надо будет либо останавливать частично выработку на немецких НПЗ, особенно востока Германии, кстати, что повлияет на обеспеченность нефтепродуктами не только востока Германии, но и Польши. Есть такой вариант, чтобы по трубопроводу «Дружба» шла, например, казахстанская нефть. Но на самом деле, мягко говоря, без согласия России казахстанская нефть не попадет в нефтепровод «Дружба».
— А если транзит «Роснефть» остановит, то куда эти объемы она денет, которые не пойдут по «Дружбе»?
— На первом этапе попытаются снизить производство, это неизбежно, а дальше будут делать то, что делали уже много месяцев подряд: переориентироваться на внешние рынки, постепенно загружать морские мощности, порты российские для того, чтобы поставлять нефть морским путем в страны Азии и на Ближний Восток, где нефть либо потребляется, либо перегружается и потом перепродается от другого имени, смешивается с нефтью других нефтепроизводителей и продается уже как смесь, в которой формально уже не российская нефть, а какая-то смесь. На Западе, например, недавно вышла статья в Bloomberg со ссылкой на известную аналитическую фирму Kepler, что в следующем году порядка половины российской нефти, которая выпадает из европейского рынка, нужно будет перенаправить на другие рынки. Они называют целую кучу стран ближневосточных, азиатских, даже латиноамериканских.
Итальянские власти, в отличие от немецких, хотят пойти по другому пути. Министр экологического перехода страны Роберто Чинголани выразил надежду, что нефтеперерабатывающий завод «Лукойла» на Сицилии будет куплен иностранным инвестором. О национализации речи не идет, сказал Чинголани в интервью Reuters.
При этом ранее агентство сообщало, что Рим думает над временной национализацией принадлежащему «Лукойлу» НПЗ в Приоло. На завод приходится около 20% перерабатывающих мощностей Италии, он получает от 30% до 40% своего сырья из России. Поэтому европейские санкции, по словам властей, серьезно сказываются на его работе.