С учителей обещали снять часть бюрократической нагрузки. Но, кажется, пока не удалось
Лента новостей
С 1 сентября вступили поправки к закону об образовании, которые должны снизить административную нагрузку на учителей. Через две недели после начала учебного года Business FM спросила педагогов из разных регионов, стало ли им легче и сработали ли поправки. Учителя оценили ситуацию на «неудовлетворительно»
С 1 сентября перечень документов, которые должны вести педагоги, сократили до пяти пунктов: учебная программа, классный журнал, журнал внеурочной деятельности, план воспитательной программы, а также — в случае запросов — характеристики на учеников. Для непосвященных: это мало. Этому учителя радовались, но очень осторожно.
В преддверии начала учебного года преподаватель русского языка школы «Интеллектуал», сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий предупреждал: в законе есть узкие места, например регионам оставили право дополнять этот перечень по своему усмотрению. Именно это в некоторых регионах и сделали, указывает Луховицкий:
Всеволод Луховицкий преподаватель русского языка школы «Интеллектуал», сопредседатель профсоюза «Учитель» «Мы получаем все время информацию, что в том или ином регионе требуют все больше отчетов. Теперь — отчетов в основном по воспитательной работе. Например, в связи с уроками «Разговоры о важном». Есть регионы, в которых требуют отчеты по ним. Хотя формально требовать не должны были».
Еще одно узкое место. Отчеты сократили учителям, но не классным руководителям, коих, мягко говоря, немало. Для них все по-прежнему. Business FM попросила классных руководителей перечислить список того, какие отчеты и документы им нужно оформлять на класс. Учитель математики из подмосковной школы рассказывала десять минут. Не останавливаясь. Вот случайный отрывок из этой десятиминутной речи:
«С 1 сентября заводится каждый год новый журнал по технике безопасности, где каждую неделю классный руководитель вписывает от руки фамилию, имя, отчество детей с их датами рождения, прописывает инструкции по безопасности, которые он рассказывает им каждую неделю, — каждый понедельник на классном часе. Соответственно, это примерно четыре листа А4. Помимо этого, после инструктажа нужно собрать у детей все подписи. Помимо этого, согласие на обработку персональных данных, согласие на привлечение к общественно-полезному труду, согласие на изучение родного языка, согласие на изучение второго иностранного языка. Помимо этого, мы также собирали с родителей информацию об их месте работы, высчитывали количество служащих, административных работников, имеющих свой бизнес, ИП. И под это тоже делается отдельная наличка и статистика».
На детей-льготников — собрать заявления, документы, подтверждающие льготу, и информацию по всем остальным детям в этой семье. Если в классе хулиган — характеристику на него, табель успеваемости, план работ, направленных на то, чтобы вернуть его на путь истинный, а потом отчет о проведенных воспитательных беседах. Под протокол.
А если в классе одаренные — потенциальные олимпиадники — планы того, как помочь им добиться успеха. Каждому — по плану. Подхватывает эстафету учитель русского языка из Ижевска Анна Штернберг:
Анна Штернберг учитель русского языка «Ты должен держать в голове, что тебе надо бегать, медицинский пункт посчитать, отдать этот счет в медицинский кабинет, подать заявку в столовую, отчитаться, сколько у тебя сегодня детей здоровых, сколько — больных. На почту бесконечные письма приходят: срочно послать данные об олимпиадниках, кто хочет в этой олимпиаде участвовать, а кто — в другой. Отчитайтесь вот тут, отчитайтесь тут, сдайте протокол родительского собрания, соберите согласие на это, согласие на то, разрешение на это. И все это надо держать в голове. Вот вам социальный паспорт — считаете, сколько у вас многодетных, малообеспеченных, с алиментами, без алиментов, с родителями с высшим образованием, со средним, со средним специальным и прочее-прочее».
Но, конечно, очень многое зависит от региона и от конкретной школы. К слову, административную нагрузку снизили учителям, но не администрациям. И есть школы, в которых администрации не справляются и просят учителей помочь. Просят так, что отказаться сложно. Но есть школы, в которых установился философский подход к вопросу, рассказывает учитель гимназии в Санкт-Петербурге, автор телеграм-канала «Здравствуйте, Кирилл Александрович» Кирилл Загустин:
Кирилл Загустин учитель гимназии в Санкт-Петербурге, автор телеграм-канала «Здравствуйте, Кирилл Александрович» «Как правило, важные бумаги имеют смысл, их люди делают хорошо, а те бумажки, которые делаются ради бумажки, очевидно, что они делаются спустя рукава. Эти отчеты принимаются спустя рукава — просто чтобы положили их в архив. Тут такой консенсус: если что-то не несет полезной нагрузки, если это просто бюрократия, то эту бюрократию делают по остаточному принципу».
Но точку в этой истории хотелось бы поставить все-таки еще одним фрагментом из беседы с подмосковной учительницей Мариной:
— Если честно, за последние две недели я не могу сказать, что был день, в который не потребовали бы какой-то отчет.
— Личного времени много уходит?
— Нет у меня личного времени в данный момент. У меня его нет.
За пунктуацию автору — минус балл. Точки здесь, к сожалению, нет — и, видимо, не будет.