16+
Суббота, 23 ноября 2024
  • BRENT $ 75.37 / ₽ 7588
  • RTS792.67
16 сентября 2022, 03:04 Компании

ООН обсудит с Европой экспорт российских аммиачных удобрений

Лента новостей

Раньше они поступали по трубе с тольяттинского завода в Одессу. Но еще в феврале аммиакопровод пришлось остановить. Пойдет ли снова аммиак по трубе на экспорт? И для кого важнее возобновить поставки?

Производство удобрений.
Производство удобрений. Фото: Вадим Жернов/ТАСС

Историю с аммиакопроводом между Тольятти и Одессой можно описать фразой «как назло, все совпало». Эту трубу построили еще в СССР. На одном конце — «Тольяттиазот», на другом — Одесский припортовый завод. Между ними — единственный в Европе аммиакопровод протяженностью почти 2,5 тысячи километров и мощностью 2,5 млн тонн. Судьба и того и другого предприятия непростая. На «Тольяттиазоте» долгие годы шла корпоративная война между акционерами, которая закончилась совсем недавно — после того, как предприятие перешло под контроль владельца «Уралхима» Дмитрия Мазепина. Одесский завод, одно из ведущих украинских химических предприятий, десятилетиями с многочисленными конфликтами пытались приватизировать, но безуспешно. В апреле завод законсервировали. А еще раньше из-за спецоперации был остановлен и аммиакопровод.

Сейчас в ООН призвали возобновить транзит. Но представить это сложно, считает управляющий партнер компании «Инфрапроекты» Алексей Безбородов:

Алексей БезбородовАлексей Безбородов управляющий партнер компании «Инфрапроекты» «Что такое этот аммиакопровод? Это крайне несчастливый объект, на концах которого стоят крайне несчастливые предприятия бывшего СССР: «Тольяттиазот» и Одесский припортовый завод. Оба эти предприятия в современное время под всякими разными печальными событиями. Я вообще не понимаю, какие переговорные процессы могут быть вокруг опасного химического объекта, который может находиться под обстрелом в любой момент».

Аммиакопровод проходит через Харьковскую и Днепропетровскую области. Есть еще одно ответвление, идущее в Донбасс. И в мае сообщалось об утечке аммиака. Глава украинской военной администрации Донецкой области заявил, что эта ветка не работает с 2014 года и сейчас она пустая, то есть утекать нечему. Что же касается основной трубы, то в ООН отметили, что сейчас, когда сокращаются поставки удобрений, мир нуждается в экспорте российского аммиака. В Москве, кстати, с этим не спорят. И недавно Владимир Путин говорил, что Россия готова поставлять аммиак в объеме 2 млн тонн, что примерно соответствует мощности трубы. А когда поступил призыв из ООН, то в МИД РФ напомнили, что беспрепятственный экспорт российских удобрений, в том числе аммиака, — часть стамбульской зерновой сделки, которая с западной стороны не выполняется.

Но переговоры по поводу поставок аммиака для Москвы, наверное, не так важны, как по зерну. Продолжает независимый политолог Михаил Захаров:

Михаил Захаров независимый политолог «Я так понимаю, что аммиак не настолько критичная вещь для России, насколько критичен зерновой экспорт. Аммиак не такая критичная отрасль. Я думаю, что для России серьезные переговоры в этой отрасли будут не слишком интересны. Механизмов давления будет существенно меньше, потому что в случае с зерном можно было сказать: «Вы ставите мир на грань гуманитарной катастрофы». Это хоть как-то воспринимается. В случае с аммиаком сложно будет сказать: «Вы ставите мир на грань гуманитарной катастрофы».

В запуске трубы, если он в условиях спецоперации вообще возможен, явно в первую очередь заинтересован тольяттинский завод. У него больше 60% аммиака шло на экспорт, а основным маршрутом был аммиакопровод. Правда, предприятие много лет вынашивало планы построить новую ветку в обход Украины и терминал в Тамани — и уже оттуда вместо Одессы отправлять за рубеж свою продукцию. Отчасти это напоминает то, как Россия строила альтернативные пути обхода Украины для своего природного газа. Планы «Тольяттиазота» пока не сбылись. Но этим летом ТОАЗ заявил, что возвращается к проекту терминала в Тамани. Но когда все это будет построено, вряд ли кто-то сможет предсказать. Запуск старой трубы — пока лишь на уровне переговоров, которые в последние недели активизировались. Зато летом были сообщения, что тольяттинский завод будет больше возить аммиака по железной дороге. И, вероятно, тем самым тоже внесет свой вклад в спасение мира от голода, о чем сейчас так заботится ООН.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию