Почему некоторые банки медлят с внедрением системы «СБПэй»?
Лента новостей
Не все кредитные организации подключили «СБПэй», хотя срок подключения прошел 1 июля. ЦБ может применить к нарушителям «надзорные меры», пишет «Ъ»
Российские банки, в том числе системно значимые, не торопятся внедрять «СБПэй». «СБПэй» по-прежнему в процессе подключения у Альфа-банка, «Открытия» и Тинькофф-банка, Газпромбанка и Сбербанка, сообщает газета «Коммерсантъ». Срок подключения сервиса ЦБ для всех банков с универсальной лицензией прошел почти два с половиной месяца назад, 1 июля.
ЦБ обещает применить к нарушителям «надзорные меры». За неподключение к сервису регулятор может наложить штраф, как было в случае со Сбербанком, который не присоединился к СБП вовремя. Почему банки медлят с внедрением системы? Мнение младшего директора рейтингового агентства «Эксперт РА» Анатолия Перфильева:
Анатолий Перфильев младший директор рейтингового агентства «Эксперт РА» «Торможению внедрения «СБПэй» может способствовать обширная организационная работа, требуемая для этого, в том числе модернизация расчетной инфраструктуры, организация безопасности платежей. В итоге банкам, не до конца проверившим работоспособность всей системы и не протестировавшим все различные ситуации, выгоднее заплатить штраф за несвоевременное внедрение «СБПэй», чем столкнуться в дальнейшем с претензиями со стороны клиентов или Банка России. Поэтому скептицизм здесь заключается только в том, что банки не готовы брать на себя риски преждевременного внедрения этой системы в не протестированном, не проверенном виде. СБП работает не так же удобно, как ApplePay, GooglePay, поскольку у них это были приложения, которые разрабатывались для их же устройств. То есть у них это все было гораздо удобнее. Возможно, «СБПэй» в плане комиссионных доходов пока менее выгоден для банков, поскольку сейчас это требует значительных затрат, система не слишком популярна у населения. Но при этом в отличие от карты «СБПэй» не требует и затрат банком на эмиссию карт, на их управленческий учет. По стоимости, вероятно, будет понятно, когда система уже будут работать полноценно и повсеместно, банки оценят свои доходы, расходы. Возможно, данная тема еще будет обсуждаться банковским сообществом с регулятором».
В ЦБ утверждают, что большинство банков реализовали функционал оплаты товаров и услуг при помощи «СБПэй». Приложение работает более чем у 150 банков. Рано или поздно система заработает у всех, уверена исполнительный директор ассоциации «Национальный платежный совет» Мария Михайлова:
Мария Михайлова исполнительный директор ассоциации «Национальный платежный совет» «Банки, возможно, пытались параллельно разрабатывать собственные услуги. Да, [банки] имеют достаточное количество ресурсов и возможностей для того, чтобы все время внедрять централизованные, единые сервисы. К тому же они не всем подходят, не всегда востребовано только одно что-то, только такая технология проведения платежа. Только конкуренция двигает технологическое развитие, а вовсе не нормативная обязанность. Если кредитная организация видит, что ее клиентам необходим какой-то способ платежей, безусловно, это будет сделано. В любой централизованной связи, особенно внедряемой по обязанности, он всегда будет менее динамичным, менее гибким, менее учитывающим интересы большого числа самых разных участников. Очевидно, что банки выполнят те требования, которые к ним предъявляет регулятор».
Приложение «СБПэй» на базе Системы быстрых платежей заработано год назад. Его можно использовать для оплаты покупок по QR-коду или платежной ссылке. У «СБПэй» много конкурентов, например, pay-сервисы Сбербанка, Газпромбанка, «Тинькоффа» и «Яндекса». Популярные сервисы оплаты смартфоном, ApplePay и GooglePay, больше недоступны в России.