Действительно ли Air Moldova возобновит рейсы в Москву?
Лента новостей
На фоне новости о возобновлении авиасообщения Москва — Кишинев спикер молдавского парламента назвал всю эту информацию ложью. Молдавские политологи отмечают, что спикер высказался после встречи президента Санду с послом США. Ранее сообщалось, что рейсы начнут курсировать с 1 октября
Обновлено 10 сентября в 15:57
В пятницу днем 9 сентября Air Moldova объявила о возобновлении с 1 октября прямых рейсов между Москвой и Кишиневым, приостановленные 24 февраля. Возобновить авиасообщение решили в том числе после многочисленных обращений граждан Молдавии, желающих вернуться домой или воссоединиться с семьями, говорится в сообщении авиакомпании Air Moldova.
В пятницу же орган гражданской авиации Молдавии выступил с заявлением, что изучает объявление Air Moldova с точки зрения обеспечения безопасности и защиты потребителей.
Спикер парламента Молдавии Игорь Гросу вообще назвал ложью и провокацией сообщение о возобновлении авиарейсов в Россию молдавской авиакомпанией, и что в нынешних условиях это невозможно. Он сказал это в пятницу вечером в эфире телеканала «ТВР Молдова».
Так возобновляются полеты между Москвой и Кишневом или нет? Комментирует политический обозреватель «Аргументов и фактов», молдавский политолог Богдан Цырдя:
Богдан Цырдя политический обозреватель «Аргументов и фактов», молдавский политолог «Никто толком не понимает, что происходит. Авиакомпания не могла делать таких объявлений без предварительного согласования с органами власти и с органами гражданской авиации. Видимо, это согласование шло, они формально получили одобрение, но потом произошла встреча президента Майи Санду послом США, где они, как обычно, обсуждали проблемы региональной безопасности. После этого появилось заявление спикера парламента. Нашим властям тонко намекнули, что нужно придерживаться общих европейских санкций и политики по отношению к РФ. Более того, впервые наш министр обороны Носатый участвовал во встрече в Рамштайне. Молдова будет бенефициаром части суммы из того миллиарда долларов, который предназначен нескольким странам в контексте укрепления безопасности. Именно так и можно рассматривать все это дело. Что США просто не разрешает Молдове устанавливать какие-либо экономические контакты и нарушать общий режим санкций против России».
Комментарий Лилии Бураковски, молдавского политического обозревателя, журналиста:
Лилия Бураковски молдавский политический обозреватель, журналист «Во-первых, компания могла быть инициатором, потому что это частная компания, а не государственная. Во-вторых, орган, проверяющий действия молдавских авиакомпаний, имеет право начать проверку, в частности по факту безопасности полета. Потому что у нас были запрещены полеты в восточное направление именно потому, что не были уверены в безопасности этих полетов, потому что проводились боевые действия. У нас только один сосед по границе — это Украина, может запретить комиссия по чрезвычайным ситуациям. Я напомню, что в Молдове с 24 февраля продлевается постоянно ЧС в стране, и, соответственно, именно по вопросам безопасности может собраться комиссия и вынести запрет на эти полеты. Действительно, скандал вчера был и обсуждалось это в СМИ различных, различных ток-шоу вечерних, но достаточное количество граждан в социальных сетях писали и пытались дозвониться до каких-то телевизионных компаний, что они считают неправильным решение Air Moldova и что оно противоречит общему отношению молдавских граждан к военным действиям на Украине. За эти чуть более шести месяцев очень многие потеряли привычные маршруты и способы заработка. Обоснования, что мы просто теряем деньги от потери маршрута, в общих условиях не представляются серьезными, тем более что к компании Air Moldova есть много вопросов к тому, как она приватизировалась. И до сих пор существует несколько разбирательств на эту тему, так что Air Moldova как-то необдуманно сделала заявление и решила. Но это коммерческое решение, которое им все равно придется объяснять и обосновывать, и мы не можем быть уверенными, восстановится или нет этот маршрут».
Для молдавских авиалиний никаких ограничений на полеты над Европой нет. Единственное, придется облетать Украину. Нужно будет лететь над Белоруссией, Польшей, Словакией, Венгрией и Румынией. Из-за этого, конечно, увеличится время в пути. Раньше от Москвы до Кишинева было около двух часов, теперь будет три с половиной часа. Сами молдавские авиакомпании без сообщения с Россией, к слову, терпели серьезные убытки, говорит генеральный директор Ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктор Горбачев:
— То же самое, как мы в Сочи летаем, мы летали за два часа, теперь мы летаем туда за четыре, значит, и они будут летать на два часа дольше. Но если они хотят движения, потому что у них нет никакого движения в аэропорту, я же знаю, потому что они члены ассоциации, знаю прекрасно, какое у них там положение. Там вообще мертвый сезон, и если они начнут летать, это великолепно, хоть что-то чего-то там задвигается.
— На сколько процентов увеличится стоимость билетов?
— Пусть будет на 10-15%, но им же нужны полеты, поэтому им сейчас увеличивать стоимость нет никакого резона, летать не будут.
Пока билеты, наоборот, серьезно подешевели, если сравнивать с ценами, которые были последние полгода. Например, на ближайшие дни агрегаторы предлагают билеты из Москвы в Кишинев за 85-90 тысяч рублей туда-обратно. Все с пересадками. А вот на начало октября, когда уже полетят прямые рейсы Air Moldova, есть варианты значительно дешевле — 25-30 тысяч рублей туда-обратно.
Между Россией и Молдавией действует безвизовый режим, въехать в страну с целью туризма можно по загранпаспорту на срок до 90 дней. Дополнительных документов, сертификатов о вакцинации, ПЦР-тестов, не требуется. Судя по табло аэропорта Кишинева, оттуда достаточно широкая полетная программа по Европе. Есть рейсы в Лондон, Париж, Брюссель, Вену, Гамбург, Болонью, Милан. Например, билет из Кишинева до Лондона стоит в диапазоне от 5 тысяч до 10 тысяч рублей в зависимости от времени вылета. В Милан — 6 тысяч рублей. В общем, вполне типичные цены для полетов по Европе. Говорит член президиума Альянса туристических агентств России, гендиректор туристической сети «Розовый слон» Алексан Мкртчян:
Алексан Мкртчян член президиума Альянса туристических агентств, генеральный директор турсети «Розовый слон» «Новый европейский хаб меганеобходим россиянам, потому что россияне сейчас вынуждены лететь в Европу через что угодно: Доху, Катар, Дубай — Эмираты, через Стамбул — Турция. Поэтому Air Moldova поступают умно, они будут транзитным хабом. По нашим подсчетам, 80% людей, которые полетят в Молдавию, будут использовать эту страну только с целью транзита, меньше 20% останется в этой стране. Это непопулярное направление было еще буквально полгода назад. Сейчас будет мегапопулярное направление. Если бы Росавиация разрешила им летать все три раза в день, то есть это 21 рейс в неделю, все были бы полностью загружены».
Но число рейсов, конечно, пока не сопоставимо с тем, что было до 24 февраля. Раньше две молдавские компании и российский «Аэрофлот» выполняли более десяти рейсов в день в Москву, два рейса в неделю в Санкт-Петербург и один в Сургут. Последние полгода между странами курсировали маршрутки. Пользовались ими преимущественно сами молдаване. Проезд от Москвы до Кишинева стоил 200 евро, ехали через шесть стран, провести в дороге приходилось минимум трое суток. Многое зависело от времени ожидания на таможне.