Сейм Латвии утвердил независимость церкви от Московской патриархии. Что значат поправки в закон?
Лента новостей
Документ о провозглашении независимости Латвийской православной церкви от Московской патриархии разработал президент Эгилс Левитс
В четверг, 8 сентября, Сейм страны в ускоренном окончательном чтении принял поправки к закону о Латвийской православной церкви, разработанный президентом Эгилсом Левитсом. Документ провозгласил независимость Латвийской православной церкви от Московской патриархии.
Новый закон устанавливает полностью автокефальный статус Латвийской православной церкви и предусматривает, что ее возглавляет глава церкви, который не зависит от какой-либо церковной власти за пределами Латвии. Кроме того, он определяет порядок информирования госучреждений и частных лиц Латвии о назначении митрополитов, архиепископов и епископов. Следует отметить, что принятие закона произошло всего за три недели до парламентских выборов. Именно политика и полное непонимание традиций и правил, по которым существуют поместные церкви, и привело к появлению этого закона, считает настоятель московского храма Всемилостивого Спаса отец Александр Ильяшенко:
Отец Александр Ильяшенко настоятель московского храма Всемилостивого Спаса «Политики лезут в жизнь церкви. Свои мелкие политические амбиции они пытаются проявить за счет церкви, но все это приведет к расколам, потрясениям. Давайте я, предположим, назову президента Латвии королем. На меня посмотрят, как на дурака или сумасшедшего. Так же — какое отношение президент имеет к церкви? Никакого. Никакой власти он не имеет. Автокефалия — это очень трудный процесс, который затрагивает все поместные церкви, это решение не политиков, а иерархов не только Русской православной церкви, но и других поместных церквей».
На сайте московской патриархии по поводу произошедшего информации нет. Правда, советник патриарха Кирилла протоиерей Николай Балашов называл произошедшее «безумным антиконституционным вторжением» светского государства в дела Церкви. Но это, можно сказать, частное мнение, а не официальная позиция. Отсутствие реакции, хотя о законопроекте было известно, весьма странно. И самое странное — это гробовое молчание, которое все это время хранит митрополит Рижский и всея Латвии Александр, говорит протодиакон Андрей Кураев:
Андрей Кураев протодиакон «Я пока не слышал от него никакой внятной реакции. Трудовую биографию он начинал в качестве бармена в клубе для моряков, там же был завербован КГБ, соответствующие документы были опубликованы. То есть это такая идеальная фигура для манипуляции любым, кому эта манипуляция станет интересна. Поэтому я не исключаю, что, может быть, даже он сам эту интригу и начал. Подначил президента: давайте вы начнете, а я уже потом поддержу. Я даже такой вариант не исключаю. В том-то и дело, что мнение латвийской церкви мы в общем-то не знаем».
Сейчас складывается следующая ситуация: если Латвийская православная церковь и ее предстоятель митрополит Александр новый закон признает, то непонятно, кого они будут поминать за литургией. Вряд ли президента страны Эгилса Левитса. Тем более что 99-я статья Конституции Латвии недвусмысленно говорит, что церковь и государство в стране разделены. Единственная историческая параллель, которая тут приходит на ум, — это XVI век и английский король Генрих VIII, который приказал английской церкви разорвать отношения с Римским престолом. Что положило начало долгому процессу возникновения англиканской церкви. Однако сейчас такое вряд ли возможно. Да и масштаб совсем не тот.