16+
Суббота, 23 ноября 2024
  • BRENT $ 75.28 / ₽ 7722
  • RTS792.67
7 сентября 2022, 23:52 Политика

Путин раскритиковал зерновую сделку

Лента новостей

На ВЭФ президент заявил, что Запад решал лишь собственные проблемы с зерном, а нуждающимся странам оно практически не досталось. У России также есть проблемы с экспортом собственной зерновой продукции, становящиеся острее на фоне рекордного урожая

Фото: Viacheslav Musiienko/Reuters

Вместо нуждающихся — богатым. Владимир Путин выступил с критикой зерновой сделки. По его словам, украинское зерно вместо африканских стран идет в европейские государства.

Ранее постпред России при ООН Василий Небензя заявил о сложностях вывоза за рубеж уже российской агропродукции из-за санкций. Хотя, согласно условиям сделки, эта проблема должна была быть решена. Также стало известно о резком сокращении экспорта российского зерна, которое происходит на фоне очередного высокого урожая. Что говорят аграрии?

Владимир Путин заявил, что украинское зерно, которое, судя по громким уверениям Запада, должно поступить в нуждающиеся страны, чтобы спасти их от голода, пошло в богатые страны ЕС. А в адрес Африки ушли всего два корабля из 87. И, возможно, сделку придется пересмотреть.

Но президент не упомянул о другой острой проблеме — падение экспорта российского зерна. О ней говорил постпред России при ООН Василий Небензя. У продуктовой сделки было два важных условия. Мы не препятствуем вывозу украинской продукции, а нам не мешают продавать свое зерно. И вот второе условие как раз выполнено не было. Прямых санкций против наших культур, а также удобрений нет. Но есть другие ограничения и так называемые скрытые санкции. Запрет для российских судов заходить в европейские порты, уход с российского рынка крупнейших грузовых перевозчиков, запрет на страхование, отказ от работы с российскими компаниями иностранных банков. Продолжает председатель совета директоров агрокорпорации «Био-тон» Эдуард Зернин:

Эдуард Зернин председатель совета директоров агрокорпорации «Био-тон» «У нас существенно снизился флот, который доступен для наших операций. Это главная причина, почему мы стали отгружать меньше. Страховка менее важна. Я готов брать на себя риски — я возьму, не готов — я застрахую их. Когда нет судна, тут не важно, какие риски для тебя допустимы, тут вопрос другой — у тебя физически нечем доставить товар. Ровно так же банковские расчеты или документарные гарантии: ты просто не можешь участвовать в тендере, ты в принципе технически не будешь доступен к торгам независимо от того, по какой цене ты готов продать зерно».

Лучше всего об этой проблеме говорят цифры. В августе, по данным аналитиков компании «ПроЗерно», экспорт российских зерновых по сравнению с тем же месяцем прошлого года сократился на 40%. Хотя, справедливости ради, поставки нашего зерна за рубеж выросли по сравнению с июлем. Гендиректор агрофирмы «Целина» в Ростовской области Виктор Бородаев регулярно общается с трейдерами, которые сейчас совсем не так активны, как раньше. Для его компании основное направление — это как раз экспорт зерна:

Виктор Бородаев гендиректор агрофирмы «Целина» в Ростовской области «Поскольку мы на юге и в основном на экспорт отправляем зерно, а внутреннее потребление закрывается, оно не такое большое по сравнению с тем производством, которое мы имеем. Потребность у трейдеров, которая раньше была, что со всех сторон руки отрывают — продай, продай, — сейчас этого нет. Пока что мы ни одной тонны выращенной продукции в 2022 году не реализовали, ни одной тонны, мы только все на склад складываем — и все».

Переориентировать поставки на внутренний рынок сложно по двум причинам. У нас в этом году очень хороший урожай. Опять. Как в среду сообщили в Минсельхозе, уже собрано 125 млн тонн зерна. А, как в августе прогнозировали аналитики, в этом году Россия может собрать 145 млн, и это будет абсолютным рекордом. Проблем с внутренним обеспечением нет. Но проблемы есть у аграриев — это низкие цены на нашем рынке. И резкое снижение экспорта — тоже одна из причин. Проще говоря, зерна сейчас в России слишком много. «Я в растерянности», — описывает ситуацию руководитель ставропольского крестьянско-фермерского хозяйства Колесниковых Сергей Колесников:

Сергей Колесников руководитель ставропольского крестьянско-фермерского хозяйства Колесниковых «Цена катастрофически низкая. Цена максимум поднимаемся за классное зерно в 12-13 рублей, а цена фуражного зерна опускается меньше 10 рублей. Это патовая ситуация для сельского хозяйства. Я даже в растерянности. Большая часть хозяйств, которые держат зерно, просто не знают, что делать, люди в шоке. Год назад цена зашкаливала, теперь цена на минимуме находится. Как вкладываться в будущий урожай? А есть ли смысл поднимать урожайность?»

Один из инструментов, который применяет государство, — это интервенции. И в правительстве уже заявили о повышении лимита закупок в госфонд до 3 млн тонн зерна. Но, как говорят участники рынка, аграрии пока не очень охотно сдают зерно в закрома, потому что все-таки надеются получить лучшие цены на рынке. Им ведь перед новой посевной нужно закупать подорожавшие удобрения, топливо, технику. Поэтому тех, кто «на земле», больше заботит не то, что украинское зерно не пошло в адрес голодающих, а негласный запрет Запада на экспорт и резкое падение внутренних цен.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию