«Мы находимся в режиме диалога»: что говорят представители «Тинькофф» по поводу коллективного иска
Лента новостей
Сотрудники банка «Тинькофф» готовят коллективный судебный иск, для чего создали инициативную группу и наняли адвоката. Претензии связаны с падением их доходов, кроме того, они хотят, чтобы их признали полноценными сотрудниками банка
Банк «Тинькофф» по-своему уникален. Он полностью сфокусирован на дистанционном обслуживании клиентов и не имеет розничных отделений. То есть можно сказать, что это часть новой экономики, где все стремится к децентрализации и виртуализации — в любом случае, когда это возможно.
Свои отношения с работниками банк также стремился в некотором смысле «виртуализировать», нанимая большинство из них по договорам гражданско-правового характера и создавая очень сложную и запутанную систему подсчета результата работы и выплат за нее. Число встреч с клиентами, коэффициент KPI, продажа сопутствующих продуктов и так далее... И все было относительно нормально до тех пор, пока выплаты многим из них стали резко снижаться. Теперь члены инициативной группы, которая готовится подать иск к руководству банка, утверждают, что это затронуло почти всех, а их по России больше 10 тысяч человек. Вот что говорит уже бывший сотрудник московского офиса «Тинькофф» Станислав Куликов:
Станислав Куликов бывший сотрудник московского офиса «Тинькофф»«Проблемы с перебоями выплат начались с марта. Но еще не были столь масштабными, как массовые невыплаты в апреле — порядка 35% недоплат и выше. Среди моих коллег не было ни одного человека, кого бы это не коснулось. У меня была средняя зарплата 88 тысяч рублей, в марте я уже получил чуть больше 60, и после этого пошло на убывание. В принципе у нас невозможно самостоятельно посчитать зарплату, так как есть непрозрачные показатели. С апреля я рассчитывал минимум на 60 тысяч рублей, а получил 30 тысяч рублей. Мы будем собирать максимально большое количество наших коллег и подавать в суд».
Сотрудники также утверждают, что им стали навязывать работу, делать которую они изначально не договаривались. Например, заниматься коллекторской работой и выслеживать должников.
Трудовой кодекс предусматривает, что долгосрочное повторяющееся выполнение схожей работы является трудовыми отношениями, а не разовой задачей, которая может регулироваться гражданско-правовым договором. За таким должна следить трудовая инспекция. Но, как правило, она делает это без особого рвения. Да и результат судебного разбирательства фактических работников с фактическим работодателем сейчас предсказать сложно, несмотря на кажущуюся правоту первых. Говорит председатель профсоюза «Новопроф» Иван Милых:
Иван Милых председатель профсоюза «Новопроф» «Судебные решения по таким искам неоднозначны. Ну а с точки зрения сотрудников, конечно, они правы. Из года в год возобновляемые договоры — это не что иное, как трудовые отношения, и подменять их на отношения гражданско-правового характера совершенно незаконно. Трудовая инспекция в любом случае реагирует только на жалобы, а если никто не жаловался, то и предписаний не будет. Если суд будет выигран работниками, то, скорее всего, суд обяжет работодателя признать эти договоры трудовыми, а это влечет за собой изменения системы работы, потому что должны появиться штатные расписания, правила внутреннего трудового распорядка, графики отпусков и так далее».
Теоретически в этом случае может быть также поставлен вопрос о неотгулянных отпусках, неоплаченных больничных и так далее: все это можно потребовать компенсировать у работодателя. Но успех таких требований зависит как от результатов изначального судебного разбирательства, так и от того, как сформулирован сам иск.
Business FM попросила представителей «Тинькофф» сообщить о своей позиции в возникшем трудовом споре. В банке заявили, что находятся в контакте с инициативной группой представителей петербургского офиса. В начале лета несколько десятков человек затронула техническая проблема с переводом выплат на новую систему. Руководство «Тинькофф» ведет диалог с каждым из них, все, кто желает продолжить работу в компании, могут сделать это на комфортных для всех сторон условиях.
«С большинством представителей вопрос уже решен, с оставшимися мы находимся в режиме диалога», — сообщили в пресс-службе банка.