«Яндекс» предупредил о грядущем дефиците автомобилей для такси
Лента новостей
Компания попросила «АвтоВАЗ», а также китайских производителей BAIC Group и Chery нарастить поставки. Как видят ситуацию таксисты и владельцы автопарков?
«Яндекс.Такси» ищет себе автомобили на ближайшие годы. Автопарк скоро придется обновлять, что в условиях закрытого импорта и прерванных цепочек поставок сделать непросто.
Крупнейшему агрегатору на российском рынке в год нужно получать около 50 тысяч новых автомобилей, чтобы поддерживать свой таксопарк в порядке — обновлять как сами авто, так и иметь в распоряжении новые детали. Строго говоря, машины нужны лизинговым компаниям, с которыми работают таксопарки-партнеры. Сигнал «Яндекс» подал. Как пишет Forbes, он направил письмо «АвтоВАЗу», где отметил, что российские таксопарки столкнулись с дефицитом. Компания ищет поставщиков. Но одного «АвтоВАЗа» не хватит. Да, в прошлом году концерн произвел почти 400 тысяч авто, однако в этом году только-только встал на рабочие рельсы. Поэтому есть варианты с белорусским Unison, а также с китайскими поставщиками BAIC Group и Chery, стоимость которых повысилась в 1,5-2 раза.
Кризиса в «Яндекс.Такси» опасаются через год. На запрос Business FM агрегатор ответил, что сейчас острой нехватки автомобилей пока нет, но подтвердил, что компания ведет переговоры с концернами, чтобы найти таксопаркам-партнерам источник новых авто. Со скепсисом к этому заявлению отнесся председатель координационного совета профсоюза «Таксист» Андрей Попков:
Андрей Попков председатель координационного совета профсоюза «Таксист» «Ситуация полугодичной давности не поменялась, она только усугубилась, все испытывают дефицит автомобилей. Цены на автомобили не изменились, такие же высокие и остались. Что касается помощи «Яндекса», я не вижу никакой помощи. Они купили банк и сейчас пытаются активно всучить всем автокредиты и на этом заработать. Я знаю, что многие таксопарки ведут переговоры с китайцами, оттуда пытаются купить автомобили. Я слышал, велись переговоры с иранскими автопроизводителями. Через Казахстан тоже сейчас параллельный импорт идет. Но все упирается в дороговизну этих автомобилей. Там-то они не подорожали, за границей, а у нас пытаются накрутить цены в два-три раза. Дефицит автомобилей сейчас есть и будет продолжаться до тех пор, пока не откроют рынок, я имею в виду границы».
К тому же, уверен директор по развитию ГК «Петербургское такси 068» Виктор Соловьев, переговоры между «Яндексом» и автопроизводителями коснутся только Москвы, в регионах ни о какой помощи со стороны агрегатора тоже пока не слышали:
— Вести переговоры — это не значит помогать, они ведут переговоры с китайскими компаниями, но это больше делается на уровне правительства Москвы. И дотации, и компенсации вводили. В Петербурге этого пока нет. Все более и более ситуация усугубляется, происходит процесс старения автомобилей, запасных частей нет.
— Логистика, доставка деталей, комплектующих самих автомобилей не налажена пока?
— Не налажена, и есть какая-то замена из Китая, но это больше ходовые детали, оригинальных запасных частей нет.
По данным источников Forbes, раскрывших детали возможной сделки, «Яндекс» предлагает концернам гарантии, что таксопарки будут использовать их авто, а таксопаркам — что получат стабильный приток нового железа. Причем после завершения лизинга таксопарки получат автомобили в собственность. Впрочем, дефицит автопарка такси — проблема не сегодняшнего дня, уверен председатель общественного движения «Форум такси» Олег Амосов:
Олег Амосов председатель общественного движения «Форум такси» «Дефицит автомобилей, конечно, грозит, но все-таки в будущем. Наибольшие проблемы парки испытывают с запасными частями. Но уже пошел параллельный импорт, и становится немножко легче, но качество запасных частей, которые теперь поступают к нам, в основном, из Китая, [оставляет желать лучшего], очень часто сталкиваемся с контрафактом. По автомобилям, по обновлению парка у нас в России, в частности в Москве или Санкт-Петербурге, очень молодой парк автомобилей: средний возраст машин — 2,5-3 года. Это один из самых молодых парков в мире. Само обновление таксопарка — не так уж и страшно, если оно будет немного задерживаться».
По оценкам аналитиков, средняя стоимость автомобилей, как отечественных, так и зарубежных за последние два года выросла в два-три раза. Стоимость лизинга потянулась следом — в среднем, с 79 тысяч рублей до 96 тысяч за одну машину. А после ухода многих концернов поставки прекратились, поэтому интерес к азиатскому производителю очевиден. Во всяком случае, еще есть остаточный рынок запчастей — в самом массовом сегменте, эконом, «Яндекс.Такси» использовал автомобили бюджетных марок Kia, Volkswagen и Škoda. Корейцы автомобили поставляют исправно, а немцы — нет, однако для таких авто деталей на российском рынке всегда было вполне достаточно.