За гибель в бассейне дочери актера Конкина владелица фитнес-клуба получила два года принудительных работ
Лента новостей
Суд признал Анну Андрианову виновной в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Свою вину она в ходе процесса не признала. Суд решил, что исправление подсудимой возможно без изоляции от общества
Пресненский суд Москвы приговорил к двум годам принудительных работ с удержанием 10% заработка в доход государства Анну Андрианову, владелицу фитнес-клуба Jump, в котором осенью 2020 года утонула дочь актера Владимира Конкина София. Она была признана виновной в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших по неосторожности смерть человека.
Принудительные работы — это относительно новый вид наказания. Осужденные живут в исправительных центрах на территории своего региона. Они выполняют определенные виды работ, которые им назначит ФСИН. Для жителей Москвы такой исправительный центр есть в Зеленограде.
Оглашение приговора, назначенное на 16:00, началось с опозданием на два часа. Подсудимая, опасаясь неблагоприятного исхода, приехала в суд с вещами. Однако судья сочла, что ее исправление «возможно без изоляции от общества». При назначении наказания она указала, что в деле отсутствуют отягчающие вину Андриановой обстоятельства и имеются смягчающие: двое несовершеннолетних детей и престарелая мать, а также тот факт, что ранее женщина к уголовной ответственности не привлекалась.
Из приговора следовало, что при оказании физкультурно-оздоровительных и плавательных услуг Андрианова нарушила закон «О защите прав потребителей» и ГОСТы, согласно которым услуги, которые оказываются людям, «должны быть безопасны для жизни и здоровья потребителей». «Она относилась к своим должностным обязанностям безразлично», — констатировала судья Ольга Киселькова.
Согласно материалам дела, трагедия произошла поздно вечером 22 сентября 2020 года с «22:43 минут до 23:33 минут» в бассейне спортивного клуба Jump, расположенного в Столярном переулке. В тот день 32-летнюю Софию Конкину с предварительным диагнозом «утопление в пресной воде» доставили из клуба в Боткинскую больницу. Несмотря на усилия медиков, которые смогли запустить сердце, спасти ее не удалось: спустя двое суток женщина скончалась.
Владелице и управляющей спортивного клуба Анне Андриановой вменили в вину то, что в учреждении отсутствовала медицинская комната, не было ни врача, ни дежурного тренера у бассейна. Ей предъявили обвинение в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших по неосторожности смерть человека (ч. 2 ст. 238 УК РФ). Свою вину она не признала.
По мнению адвокатов подсудимой, в действиях их подзащитной отсутствовал состав преступления. Так, адвокат Андриановой Роман Плуговенко считает, что существующие ГОСТы и постановление главного санитарного врача для спортивных объектов не предписывают в обязательном порядке фитнес-клубам иметь комнату для медперсонала с выходом на обходную дорожку к бассейну, а также спортивного инструктора.
«Эти нормы предусматривают альтернативный вариант. То есть комната может быть, а может и не быть, — заявил Плуговенко Business FM. — Кроме того, нормы гласят, что врач и инструктор должны быть в спортивном бассейне только при проведении спортивных соревнований и тренировок. А здесь нет ни спортивного бассейна, ни тренировок, ни занятий». Адвокат отметил, что данные нормативы предусмотрены для других объектов, а не для фитнес-клубов.
По словам защитника, в день трагедии София Конкина выпила не менее двух бутылок вина, что подтвердило количество обнаруженного у нее в крови алкоголя в больнице. Как следовало из приговора, в крови у женщины выявили 2,5 промилле, что соответствовало сильной степени алкогольного опьянения. «Она с утра выпила бутылку вина, а по дороге [в фитнес-клуб] купила еще бутылку вина, которую выпила в раздевалке», — рассказал защитник. Согласно показаниям свидетелей, женщина проплыла не менее пяти дорожек, прежде чем ее обнаружил один из посетителей стоящей в воде с головой, опущенной вниз.
«Что конкретно произошло, никто так и не установил. Можно лишь предположить, что, когда она стала плавать, у нее остановилось дыхание, возможно, она скончалась от отрыжки рвотных масс», — предположил адвокат. Защита просила Андрианову оправдать.
Сама Андрианова в суде также утверждала, что спортивные занятия и тренировки в бассейне никогда не проводились. Она настаивала, что это был как таковой вовсе и не бассейн, а «чаша с водой (18 на 4,5 метра), которая была предусмотрена для релаксации посетителей после посещения ими сауны». По ее мнению, погибшая сама была виновата в случившемся, так как нарушила правила клуба и явилась в него нетрезвой.
Свет на причину трагедии пролил мужчина, с которым проживала погибшая. Из показаний этого человека, оглашенных судьей, следовало, что в день гибели он и София поссорились. У последней были долги и кредиты, в связи с чем они сдавали квартиру в Химках и снимали жилье в Москве, которое он оплачивал.
Отцу погибшей Владимиру Конкину ничего не было известно о проблемах дочери. В силу преклонного возраста и состояния здоровья он лишь один раз приехал в суд, дав показания в качестве потерпевшего. Актер рассказал, что его дочь по образованию юрист, профессионально занималась плаванием и никакими серьезными заболеваниями не страдала, своими переживаниями она с ним не делилась.
Обвинение сочло вину подсудимой доказанной. Прокурор просил для владелицы клуба пять реальных лет лишения свободы в колонии общего режима со штрафом в 300 тысяч рублей.
Мнение о виновности фигурантки разделял и представляющий интересы потерпевшего адвокат Михаил Бахрех. Он уверен, что трагедия в фитнес-клубе «была запрограммирована». По словам адвоката, еще до случившегося несколько проверок выявляли в клубе различные нарушения.
«Так, в 2019 году клуб штрафовали за отсутствие медкабинета. И хотя Андрианова не стала оспаривать штраф, кабинет, врач и дежурный тренер так и не появились», — заявил Business FM представитель Владимира Конкина. Кроме того, по его данным, ранее проверки нашли большое количество микробов в бассейне, а также нарушение его архитектурной формы. «Бассейн был неправильно смоделирован, и человека трудно увидеть с бортика, если он начнет тонуть», — сказал представитель потерпевшего. Бахрех добавил, что в клубе имело место и нарушение трудового законодательства: многие сотрудники работали там неофициально. «Допрошенные в суде свидетели из числа бывших работников фитнес-клуба жаловались на переработку, поэтому там была текучка персонала», — сказал Бахрех. Он добавил, что посмертная экспертиза четко установила причину смерти: София Конкина скончалась от попадания воды в легкие, то есть от утопления. Судья в своем приговоре с данным выводом согласилась.
В нем говорилось, что из-за отсутствия в клубе врача и тренера первую медицинскую помощь Конкиной вынуждены были оказывать посетители, а не врач клуба. «Находившийся в клубе администратор не смог ее оказать, так как не обладал необходимыми навыками и находился на испытательном сроке», — пришла к выводу судья. Доводы подсудимой о том, что в клубе был не бассейн, а «чаша с водой», она не приняла.
«Именно несоблюдение Андриановой соответствующих требований и неустранение норм СанПиН находятся в прямой причинно-следственной связи со смертью Конкиной», — сказала судья.
В рамках дела артист Владимир Конкин подал гражданский иск о возмещении морального вреда и материального ущерба на сумму 11,5 млн рублей. Судья удовлетворила его частично. Она взыскала лишь 565 тысяч рублей в качестве компенсации расходов на погребение погибшей и 1,5 млн рублей в качестве компенсации морального вреда.
Пока неизвестно, будут ли стороны обжаловать приговор. Адвокаты Андриановой, а также представитель потерпевшей после окончания процесса сказали, что примут решение после консультаций со своими доверителями. Апелляционное представление может подать и прокуратура. По закону на это отводится десять дней.