Льготный эквайринг закончился
Лента новостей
Его весной ввел ЦБ для поддержки бизнеса — компании платят банкам комиссии, когда покупатели расплачиваются картами, и до решения ЦБ они составляли 2-3%. Тем временем компании активно внедряют оплату по QR-кодам, что для бизнеса значительно дешевле
Комиссии за эквайринг больше не ограничены. Центробанк временно снизил эти комиссии с 18 апреля. Мера действовала до 31 августа, и в эти месяцы банки могли брать не более 1%. Речь шла о покупках социально значимых товаров и услуг. По большому счету это то, чем мы пользуемся каждый день: еда, топливо, лекарства, транспорт и так далее. То есть, когда россияне покупали в течение нескольких месяцев такие товары и услуги и расплачивались картами, банк брал с продавцов всего процент от суммы покупки. И для бизнеса это действительно стало временным облегчением, потому что стандартные банковские комиссии — 2-3%.
Как рассказывают предприниматели, параллельно летом они старались активнее внедрять оплату с помощью QR-кодов, что гораздо дешевле для бизнеса. Правда, этот процесс идет не так быстро, говорит владелица магазина фермерских продуктов «Две сестры» Галина Дембицкая.
Галина Дембицкая владелица магазина фермерских продуктов «Две сестры» «То, что летом был введен 1% по эквайрингу, действительно облегчило очень работу малому предпринимателю, особенно в летний период. Сейчас будут понимать, конечно, это скажется на бизнесе, но несущественно, потому что и мы все-таки входим в фазу более активной деятельности. С сентября мы ждем оживления рынка, поэтому я думаю, что это будет в размере погрешности. Что касается платы QR-кодами — да, это было бы здорово, но, к сожалению, пока аудитория не готова к QR-кодам, потому что все привязаны все равно к оплате картами. Возможно, это какие-то бонусные вещи со стороны банка, а QR-коды пока идут тяжеловато, но мы, конечно, пытаемся, потому что для нас это выгоднее».
По словам предпринимательницы, у ее банка комиссия за эквайринг не такая уж высокая, поэтому особой разницы не будет. Но, как пишут «Ведомости», некоторые банки уже оповестили своих клиентов о том, что их комиссия, после того как перестанет действовать временная мера ЦБ, превысит 2%, а у кого-то будет ближе к 3%. На высокие комиссии при оплате картами бизнес жаловался не раз, тему постоянно поднимали в высоких кабинетах.
Этой весной депутаты предлагали ограничить комиссии до 0,5%. Но пока ничего не меняется, а эквайринг по-прежнему приносит банкам хорошие доходы. Например, «Сбер», чья прибыль по итогам прошлого года превысила триллион, сообщал, что основным драйвером роста стали операции с картами. А конкретно доходы от эквайринга выросли за год на 40%. Упомянутая оплата по QR-коду — способ для бизнеса снизить затраты. Ее развивает Система быстрых платежей Центробанка. Комиссия всего 0,4%, в некоторых случаях 0,7%. В отличие от оплаты по карте, для которой нужен терминал, дополнительное оборудование не требуется. Однако некоторые сложности все равно есть, рассказывает управляющий партнер сети АЗС GP «Вымпел» в Саратове Екатерина Савкина.
Екатерина Савкина управляющий партнер сети АЗС GP «Вымпел» в Саратове«Наша компания все это время пыталась внедрять Систему быстрых платежей. И, в общем-то, сегодня мы стоим, наверное, на финишной прямой ее внедрения, потому что основная проблема Системы быстрых платежей в том, что каждому нужно дорабатывать свою персональную систему, свою АСУ под требования банка, под НСПК и так далее. Не все банки готовы работать, у кого-то лучше, у кого-то хуже это внедрение проходит. Чтобы переключить человека на Систему быстрых платежей, все, что мы экономили на эквайринге, мы давали дополнительной скидкой клиенту, который оплачивает с помощью СБП».
Покупателю платить по QR-коду чуть сложнее. Карту достаточно просто приложить к терминалу, а тут нужно навести камеру мобильного на код, потом выбрать банк, если их у покупателя несколько. Или же сначала зайти в банковское приложение, нажать на кнопку оплата по QR-коду, сканировать, нажать кнопку «Оплатить». И хоть ничего особо сложного в этом нет, не каждый покупатель пока умеет это делать. Впрочем, этому можно быстро научиться. Но дело еще и в том, что когда банки зарабатывают на эквайринге, то они делятся доходами с клиентами в виде кешбэка. А оплата по QR-коду, или, как ее теперь уже называют, кьюуайринг, — это, по сути, перевод денег с одного счета на другой, на чем банки не зарабатывают, и поэтому никаких кешбэков. Но зато прибылью с покупателями могут поделиться магазины. Если они платят совсем небольшую комиссию, то они могут дать клиенту хоть небольшую, но скидку. И, кстати, одна из крупных продуктовых сетей, которая активно продвигает оплату по QR-коду, так и делает. К тому же акции есть не только у магазинов, но и у ЦБ. До конца года малому и среднему бизнесу возвращают комиссию за оплату с помощью Системы быстрых платежей. Причем происходит это автоматически, без заявлений и документов.
В общем, плюсы и минусы есть и у эквайринга, и у кьюайринга, и для бизнеса, и для покупателей. Но если власти больше не будут ограничивать банковские комиссии, а банки не сделают это самостоятельно, вполне вероятно, что у оплаты по QR-коду будут все шансы на успех. Хотя пластиковая карта — это то, что ты держишь в руках. А приложению, стоящему на смартфоне с американской операционной системой, возможно, кто-то будет доверять меньше.