Завод финского производителя шин Nokian Tyres в Ленинградской области рискует уйти в простой
Лента новостей
Это может произойти из-за нехватки сырья. Вероятно, с уходом иностранцев связано то, что в России появились риски для 200-300 тысяч рабочих мест в сфере машиностроения. Причем речь может идти о градообразующих предприятиях
Из-за западных санкций и ухода иностранных компаний город Тихвин в Ленинградской области, вероятно, уже стал головной болью для властей. Там находятся два важных предприятия. Фабрика IKEA уже приостановила работу. Тут трудились около тысячи человек, половина попали под сокращение. Сейчас IKEA ищет покупателя на этот завод, как и на другие фабрики в России. Но все-таки с 1 сентября тихвинское предприятие должно заработать.
Но для Тихвина явно важнее другое предприятие, где трудились семь тысяч человек, — вагоностроительный завод, входящий в Объединенную вагонную компанию. Предприятие заработало десять лет назад, его создали с нуля. Еще в мае там ввели режим простоя. И хоть головная компания российская, с госучастием, остановка тоже была связана с санкциями. На тихвинской площадке было совместное с американцами предприятие, которое производило для завода подшипники. Американцы ушли — завод остановился. Правда, сейчас он снова начал работать, решение по комплектующим было найдено. И, как рассказал Business FM глава Тихвинского района Александр Лазаревич, власти смотрят в будущее со сдержанным оптимизмом.
Александр Лазаревич глава Тихвинского района «Сегодня он большинство сотрудников вывел, там были вопросы с оборотными средствами, были вопросы с подшипниками для вагонных пар, но эти вопросы решены, как нам докладывает определенное руководство, поэтому люди верят в светлое будущее и в восстановление завода. Портфель заказов сформирован. Кто-то еще не вышел на работу — завод не выводит в полном объеме, но, получая определенную продукцию, все больше и больше людей приступают к работе, то есть завод заработал, а это основной завод, который нас очень сильно тревожил. Пока со сдержанным оптимизмом смотрим на работу вагоностроительного завода».
Если взглянуть на список российских моногородов, то среди них можно отметить поселок городского типа Красная Поляна в Кировской области, где проживают около шести тысяч человек. В советские годы там возвели домостроительный комбинат. В 90-х годах он начал производить для IKEA европоддоны. В нулевых компания выкупила акции фабрики. Там еще недавно работали больше 700 человек, цифра для поселка внушительная. Как рассказывает глава администрации Краснополянского городского поселения Алексей Хашимов, часть работников были приезжими и, когда IKEA приостановила деятельность завода, они уехали. Но местные жители как работали на этой фабрике, так и продолжают работать. А перед теми, кто уволился, компания выполнила все обязательства, говорит Алексей Хашимов.
Алексей Хашимов глава администрации Краснополянского городского поселения «В целом технические процессы продолжаются, то есть его не остановить, это непрерывный цикл. Основные сотрудники, которые задействованы на основных участках работы, продолжают свою работу, и они по-прежнему трудоустроены. И с 1 сентября, насколько я владею информацией, данное предприятие возобновляет свою деятельность в штатном режиме, но в тех мощностях, которые им сегодня актуальны. Говорить о глобальном сокращении и о том, что сотрудники остались брошенными, нельзя, такого нет. Люди те, которые вышли на формат выплат, не считают себя ущемленными, потому что перед ними сдержали все обязательства в полном объеме».
Другие примеры. Всеволожск в Ленинградской области, где расположено производство финского производителя шин Nokian Tyres. В июне финны решили уйти с российского рынка. Правда, завод как работал, так и продолжает работать. Но, как сообщили, в будущем из-за нехватки сырья возможны простои.
В этом городе есть и другие предприятия, связанные с автопромом. Например, завод Gestamp, который производил детали для Nissan и Toyota, а также еще несколько производств, которые из-за ухода иностранных автоконцернов лишились заказов, говорит житель Всеволожска, член профсоюза «Рабочая ассоциация» Игорь Темченко.
Игорь Темченко член профсоюза «Рабочая ассоциация» «Они, по-моему, функционируют буквально на грани выживания. Я знаю, что они отослали многих работников в простой, потому что новое штамповать не для кого. Они делали продукцию для Toyota, но поскольку они сейчас все стоят, соответственно, и предприятие стоит. Недалеко от Всеволожска делали проводку для автомобилей, это производство тоже стоит, потом делали трубки тормозные во Всеволожске на предприятии, оно тоже стоит. Все, что связано с автопромом, встало».
Еще один пример — моногород Елабуга в Татарстане. Там есть завод Ford Sollers, который с весны не работает. Летом были сообщения, что некоторых сотрудников перевели на другую работу. Остальные получали все обещанные компенсации и, как заявляли местные власти, ни на что не жаловались. Как дальше сложится судьба завода — пока неизвестно. Работали там почти полторы тысячи человек. И рано или поздно придется что-то решать.
Если же взять общую ситуацию на российском рынке труда, то, как заявил первый вице-премьер Андрей Белоусов, есть риски для 200-300 тысяч сотрудников, работающих в сфере машиностроения. И, как можно предположить, риски эти как раз связаны с уходом западных компаний. 200-300 тысяч — не так много по сравнению с экономически активным населением. Но это квалифицированные работники, которые привыкли получать высокую для своих регионов зарплату. У предприятий, где они трудятся или трудились, много смежников. А практика показала, что уход иностранного производителя комплектующих может парализовать работу крупного российского завода. Так что головная боль может вернуться еще не раз.